Фильм Дудя спровоцировал рост спроса на тесты на ВИЧ

Число запросов на их покупку и визитов в медицинские учреждения выросло в разы
После выхода фильма о ВИЧ на YouTube-канале Юрия Дудя кратно увеличилось количество россиян, желающих сдать тест на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
После выхода фильма о ВИЧ на YouTube-канале Юрия Дудя кратно увеличилось количество россиян, желающих сдать тест на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) / youtube

После выхода фильма о ВИЧ на YouTube-канале Юрия Дудя кратно увеличилось количество россиян, желающих сдать тест на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). В этом убедился корреспондент «Ведомостей». В частности, в крупных онлайн-аптеках по состоянию на вторую половину дня 17 февраля отсутствовали одноразовые экспресс-тесты на ВИЧ. По словам представителей государственных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и частных медицинских центров, в разы увеличилось количество сдающих тест на ВИЧ и желающих узнать о вирусе подробную информацию.

Фильм о ВИЧ был опубликован на YouTube-канале Дудя 11 февраля, к вечеру 17 февраля он набрал почти 13 млн просмотров. Через серию интервью с ВИЧ-инфицированными и экспертами журналист рассказывает, чем отличается ВИЧ от СПИДа, почему ВИЧ не нужно бояться и как его лечить.

14 февраля фильм посмотрели в Госдуме на специально организованном для депутатов показе. Замминистра здравоохранения Олег Салагай назвал его полезным и содержащим много важной информации. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин пообещал проверить, насколько эффективно осуществляются меры по организации медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на 31 октября 2019 г. в России проживало 1 060 553 ВИЧ-инфицированных. За 10 месяцев 2019 г. по результатам тестов в стране было выявлено 78 933 новых случая ВИЧ-инфекции – это на 7,6% меньше, чем за аналогичный период 2018 г.

Утром 17 февраля экспресс-тестов на ВИЧ не было в крупнейшей онлайн-аптеке apteka.ru. В eapteka.ru тесты закончились в первые несколько часов после публикации фильма, сообщил «Ведомостям» ее гендиректор Антон Буздалин. По его словам, обычно пользователи онлайн-аптеки делают 35 запросов в день по экспресс-тестам на ВИЧ, с 11 по 13 февраля их было более 1000.

Спрос на экспресс-тесты на ВИЧ в аптеках сетей «Неофарм» и «Столички» 11 февраля вырос в 9 раз, сообщил гендиректор сетей Евгений Нифантьев. Число заказанных тестов на ВИЧ с 10 по 15 февраля по сравнению с предыдущей неделей выросло и в медицинских центрах «Инвитро» – на 12% по всей России и на 15% по Москве и Московской области, говорит представитель компании. Количество звонков в её колл-центры от желающих узнать информацию о тесте на ВИЧ за тот же период выросло на 69%. По словам представителя другой крупной сети медицинских центров, количество обращений в колл-центр и на сайт компании с целью узнать информацию о тесте на ВИЧ с 11 по 14 февраля по сравнению с предыдущей неделей выросло в 2,5 раза.

Количество звонков в колл-центр ГКУЗ Ленинградской области «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» увеличилось в 2,5 раза, по словам представителя учреждения. В благотворительный фонд по борьбе со СПИДом «Диакония», по собственным данным, – в 5 раз. Число людей, приходящих на бесплатное тестирование на ВИЧ в мобильные пункты «Диаконии», выросло в 3 раза, говорит представитель фонда. Примерно на столько же увеличилось количество обращений в центры благотворительного фонда «Астарта». С 11 по 17 февраля на проверку в кабинет профилактики ВИЧ-инфекции московской городской поликлиники № 219 пришло 23 человека, обычно примерно столько тестов сдается за месяц, говорит ее представитель.

Представитель петербургского Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями сообщил «Ведомостям», что с 11 по 14 февраля ежедневно в учреждение поступало более 50 звонков в день – в 2 раза больше, чем обычно. 80% из них было связано с вопросами «где пройти тест на ВИЧ», «как работают анонимные кабинеты». В этот период в центре, по его данным, проходили тестирование по 140 человек в день, хотя обычно их количество не превышает 70 человек.

«Очень важно, что фильм заставил многих задуматься о проблемах ВИЧ-инфекции и риске заразиться, – говорит представитель Роспотребнадзора. – Главное – чтобы этот эффект не прошел и не превратился в позицию «это меня не касается».

Дудь не ответил на запрос «Ведомостей».