Куда россияне переносят свои сотовые номера
Больше всего подписчиков перешло к Tele2В январе – ноябре прошлого года своих операторов, сохраняя номер, сменило 4 млн российских мобильных абонентов, следует из материалов Центрального НИИ связи (ЦНИИС). Больше всего номеров (27%, т. е. более 1 млн) было перенесено на сети «Т2 РТК холдинга» (Tele2), свидетельствуют данные этой организации, с которыми ознакомились «Ведомости» (эти показатели подтвердили два человека, близких к конкурентам оператора). Примерно по 20% номеров перенесли в «Мегафон» и МТС, в «Вымпелком», сохранив номер, ушло 19,8% подписчиков, решивших воспользоваться такой возможностью. Данные о том, сколько абонентов ушло от конкретных операторов со своими номерами, в материалах ЦНИИС отсутствуют.
Сами сотовые компании не раскрывают количество абонентов, перенесших свои номера (эта услуга называется Mobile Number Portability, MNP). Представители ЦНИИС не ответили на запрос «Ведомостей».
К Tele2 приходит больше абонентов других операторов, чем уходит к конкурентам, объясняет представитель компании Ольга Галушина. По ее словам, особенно это заметно в Москве, где MNP-баланс составляет 10 к 1 (т. е. на 10 абонентов, пришедших в сеть Tele2 со своими номерами, приходится 1 ушедший клиент). Главный стимул переноса номера – недовольство клиента своим старым оператором, рассуждает Галушина.
>1 млн
номеров было перенесено в базу Теlе2 от других операторов в 2019 г.
На желание абонентов прибегнуть к MNP влияет комплекс факторов, в ряде случаев – демпинг со стороны компаний, к которым переходят подписчики, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.
По итогам 2019 г. количество абонентов Tele2 выросло на 2,3 млн. По сравнению с 2016–2018 гг. темпы роста выросли, в тот период компания ежегодно набирала 1,6–1,7 млн подписчиков, отмечает старший аналитик Альфа-банка Анна Курбатова. Она полагает, что один из источников роста базы пользователей Теlе2 – переток абонентов от других операторов.
По данным Федерального агентства связи (Россвязь), за все время действия MNP в России, т. е. с конца 2013 г. по февраль 2020 г., абоненты подали 32,5 млн заявок на перенос номера. При этом лишь 15,1 млн было удовлетворено.
Tele2 последние четыре года активно инвестировала в развитие сетей и предоставляла новым абонентам услуги бесплатно, отмечает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. Однако более года назад оператор отказался от модели дискаунтера, хотя в ряде регионов по-прежнему сохранил более низкие цены, чем у конкурентов, утверждает он. По его словам, за последние два года компания заметно улучшила качество услуг в Москве и Петербурге и стала предлагать более выгодные тарифы.
В целом MNP не слишком популярная услуга, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Интерес к ней, по его мнению, снижает длительный срок переноса номера – восемь дней. В феврале Россвязь предложила сократить этот срок. Tele2 поддерживает сокращение сроков переноса номера, говорит Галушина. Процедура MNP долго отрабатывалась и работает без технических сбоев, любое ее изменение чревато возникновением проблем, опасается Айбашева. MNP не является критически важным для рынка сервисом, утверждает она.
Предусмотренные законодательством восемь дней на перенос номера являются оптимальным сроком, соглашается представитель «Мегафона»: за это время операторы могут тщательно проверить и передать друг другу всю необходимую информацию об абонентах. Представители МТС не ответили на вопросы «Ведомостей» по существу.