Минцифры усложнит закупки иностранного софта госорганами

Все заявки на покупку импортного ПО будут идти через министерство
Действующей системы контроля недостаточно для того, чтобы эффективно отфильтровывать и выявлять неправомерные заявки на закупку иностранного ПО /PIXABAY

«В рамках второго пакета мер поддержки IT-отрасли Минцифры планирует ввести требование о необходимости согласования с ведомством приобретения зарубежного ПО госорганами и госкомпаниями», – сообщил «Ведомостям» представитель Минцифры. Второй пакет мер поддержки был передан в правительство в марте и в скором времени может поступить на подпись премьер-министру – после утверждения программы на уровне вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Сейчас при проведении закупки любой госзаказчик обязан прежде всего искать нужные ему программные продукты в реестре отечественного ПО. Если в полной мере подходящего ПО в реестре не находят, закупающие пишут мотивированное обоснование «невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств». Обоснование включают в досье при оформлении закупки того ПО, которое ищет заказчик.

Заявки в рамках процедуры госзакупки оформляются через единую информационную систему – ее контролирует Минэкономразвития. Документы и саму процедуру закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до исполнения обязательств по контракту. Основными контролирующими органами являются ФАС и Федеральное казначейство.

Как показывает практика, действующей системы контроля недостаточно для того, чтобы эффективно отфильтровывать и выявлять неправомерные заявки на закупку иностранного ПО (т. е. те случаи, когда может быть куплен российский продукт, но заказчик хочет приобрести иностранный).

Например, весной 2020 г. департамент информационных технологий Москвы разместил закупку на 90 млн руб., указав в обосновании специфические характеристики, присущие только стандарту ПО Microsoft. Эти условия исключили возможность участия в конкурсной процедуре каких-либо альтернативных российских разработчиков, отмечалось в письме Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», направленном на имя министра цифрового развития Максута Шадаева и в аппарат мэра Москвы.

В Минцифры предлагают усилить систему контроля, дополнив ее еще одним звеном – утверждением заявки профильным ведомством. Идея в том, что специалист Минцифры более квалифицированно проверит заявку на закупку иностранного ПО, в особенности обоснование невозможности закупки отечественного софта с аналогичными функциями.

Сложность государственного подхода к импортозамещению состоит в том, чтобы дать возможность развиваться рынку отечественного программного и аппаратного обеспечения, но при этом не поставить российских потребителей ПО и «железа» перед фактом ограничений функциональности импортозамещенных продуктов, говорит заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов.

«Способы обхода основного акта по импортозамещению – постановления правительства о запрете закупки иностранного ПО – достаточно хорошо изучены, – утверждает исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Ренат Лашин. – Помимо «обоснования невозможности закупки отечественного ПО» есть, к примеру, закупка иностранного ПО в составе программно-аппаратных комплексов, когда софт устанавливается в качестве бонуса и не указывается в закупочной документации».

«Второй пакет мер поддержки IT-отрасли предусматривает изменение процедуры обоснования невозможности закупки российского ПО от просто написания к согласованию такой невозможности с организацией, назначенной регулятором, – поясняет Илья Массух, руководитель Центра компетенций по импортозамещению. – Таким образом данный ход будет устранен. Отдельно хочу отметить, что использование подобных лазеек чревато для госкомпаний, так как при проверке Счетной палаты подобные «обоснования» будут проверяться в первую очередь и такие закупки могут быть признаны нецелевым расходованием средств».

Инициатива Минцифры является вполне обоснованной, считает руководитель практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев: «Это позволит снизить поток невалидных закупок, однако здесь есть и свои риски, а именно возможное увеличение срока согласования закупок из-за больших объемов обязательных обращений в ведомство».