Рекламные экраны подвели под требования ФСО

Снос или замена угрожает более чем 1500 конструкциям, которые приносят свыше 3 млрд рублей
Помехи от рекламных конструкций способны ухудшить работу радиоэлектронных средств жизненно важных служб / Евгений Разумный / Ведомости

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) опубликовала на сайте Минцифры новые нормы по защите радиоэлектроники от помех, наводимых уличными светодиодными и световыми рекламными фасадами, обнаружили «Ведомости».

Документ устанавливает допустимые значения частот излучаемых радиопомех и метод проведения измерений в диапазоне частот от 30 до 6000 МГц. При этом заданы требования к излучаемым индустриальным радиопомехам в части напряженности поля (в пределах 30–74 дБ). Замеры производятся на расстоянии 10 м от конструкции. Требования распространяются на все «конструкции с цифровой сменой изображения, использующие светодиодное оборудование» и вводят ограничения по напряженности электромагнитного поля. Речь идет о медиафасадах, рекламных и иных конструкциях, устанавливаемых на территории России «вдали от трасс проезда (передвижения) объектов государственной охраны» (спецтрасс).

Аналогичные нормы уже пять лет действуют в Москве. В 2016 г. Федеральная служба охраны (ФСО, обеспечивает безопасность первых лиц государства) обратилась к московским властям с просьбой регламентировать работу светодиодного оборудования медиафасадов, расположенных вблизи спецтрасс, вспоминает коммерческий директор системного интегратора по установке уличных цифровых конструкций и медиафасадов «Инфолед» Алексей Куликов. Причина была в том, что конструкции являются одним из источников помех, которые могут блокировать работу систем специальной связи. Ранее подобные нормативы отсутствовали.

Выпущенные Минцифры нормативы почти полностью повторяют требования ФСО пятилетней давности, констатирует Куликов. По его словам, диапазон частот и показатели напряженности поля совпадают с нормативами, которые до сих пор действовали только на спецтрассах. Действие норм для московских спецтрасс расширено на Россию – очевидно, чтобы отрегулировать этот рынок в масштабе страны, полагает руководитель корпоративного направления компании LEDsi Алексей Обод. По его словам, замеры уровня помех в Москве до сих пор проводились в основном в отношении медиафасадов, расположенных рядом со спецтрассами.

Власти решили отрегулировать сегмент светодиодных рекламоносителей на фоне роста этого рынка в последние годы. Количество светодиодных рекламоносителей начало быстро расти в 2016 г., говорит гендиректор исследовательской компании Admetrix Илья Шершуков. Тогда число медиафасадов в Москве увеличилось с 12 до 25 конструкций, а щитов 3 х 6 м и 5 х 15 м – с 82 до 181 конструкции. По его словам, с тех пор по отдельным регионам наблюдается ежегодный рост числа цифровых носителей в 1,5–2 раза, а лидеры рынка наружной рекламы активно меняют обычные щиты на цифровые экраны. Больше всего таких конструкций у операторов Russ Outdoor и Gallery – 482 и 627 соответственно.

В Москве на цифровые рекламные конструкции приходится более 46% рынка наружной рекламы, или 2,78 млрд руб. (январь – май 2021 г.), следует из данных Admetrix. По России этот показатель превышает 34%, или 4,5 млрд руб. (данные по 50 городам, включая Москву и часть трасс Московской области). Всего в городе установлено 792 цифровых рекламоносителя разных форматов, в России количество таких конструкций составило 4060 шт. (Admetrix, май 2021 г.).

Помехи от рекламных конструкций способны ухудшить работу радиоэлектронных средств жизненно важных служб – «Скорой помощи», МЧС, а также РЖД и др., признает гендиректор НИИ радио, подведомственного Минцифры, Олег Иванов. «Массовые сбои в работе радиоэлектронных устройств фиксировались при проведении крупных спортивных мероприятий, где использовались подобные медиафасады», – утверждает он. По его словам, сейчас в наружной рекламе используются сборные конструкции из светодиодных блоков, каждый из которых по отдельности может соответствовать нормам, но панель целиком будет фонить в радиусе до 100 м и даже до 200 м.

Не соответствовать новым требованиям может более 1500 конструкций по всей России, выручка от которых в 2021 г. может превысить 3 млрд руб., подсчитал основатель сервиса бронирования наружной рекламы All-Billboards Андрей Байдужий. «В Москве ограничения по уровню допустимых электромагнитных помех на спецтрассах действуют уже пять лет, и большинство светодиодных конструкций в столице ставилось с оглядкой на эти требования», – говорит Байдужий. По его оценке, в Москве новым нормам может не соответствовать несколько процентов конструкций. В Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге конструкции, не отвечающие последним требованиям по уровню помех, могут составлять 30–50%, а у ряда локальных операторов в других городах их количество может приближаться к 100%.

Излучения радиоэлектронных средств контролирует подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ). Следить за светодиодными экранами, скорее всего, также будет поручено ему, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Решение о привлечении к административной ответственности будет выносить Роскомнадзор. Согласно КоАПу штраф за нарушение правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения составляет 1500–3000 руб. для индивидуальных предпринимателей и 15 000–30 000 руб. для юрлиц. «Не соответствующее нормам устройство при этом может быть конфисковано», – говорит Жарский. При этом он сомневается, что такая радикальная мера будет широко применяться по отношению к светодиодным рекламоносителям.

Большинство операторов рынка наружной рекламы отказались комментировать введение нормативов. Представитель компании Gallery сообщил, что оператор находится «на стадии изучения технической документации новых стандартов». «Но уже сейчас можно сказать, что наибольший помеховый эффект, согласно новым стандартам, производят именно медиафасады, площадь которых больше, чем у стандартных щитов, суперсайтов и прочих форматов», – утверждает он.

Представитель департамента СМИ и рекламы Москвы заявил «Ведомостям», что в городе сейчас эксплуатируется около тысячи рекламных поверхностей с электронной сменой изображений, и что «эти конструкции функционируют в соответствии с нормативными требованиями, в том числе с точки зрения стабильности радиочастотных каналов».

Привести светодиодные конструкции в соответствие с новыми требованиями реально, но рекламодателям, которые размещаются в наружной рекламе, придется за это заплатить, указывает Куликов. Сложности могут возникнуть у операторов, которые закупали недорогое светодиодное оборудование в Китае, уверен генеральный директор рекламно-производственной компании Adfactory Дмитрий Фортуна. «Придется менять конструкции либо пытаться что-то изобретать, чтобы экранировать существующие модели», – отмечает он. Куликов говорит, что розничная стоимость светодиодного экрана формата 3 х 6 м в Москве сегодня начинается от 2 млн руб., а медиафасад площадью 500–600 кв. м обойдется примерно в $1 млн.