Беспилотная аэродоставка грузов обойдется бюджету в 3,7 млрд рублей
Заказчиками услуг станут «Почта России», «Газпром», МЧС и другие структурыНа развитие беспилотной аэродоставки грузов в России в 2021–2024 гг. будет выделено 3,4 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) и 300 млн руб. дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Это предельная сумма финансового обеспечения этой инициативы, следует из приложения к поручениям премьер-министра РФ Михаила Мишустина от 21 июля 2021 г., с копией которого ознакомились «Ведомости».
Бизнес-модель инициативы предусматривает взаимодействие заказчиков доставки грузов с разработчиками и изготовителями беспилотных авиационных систем (БАС) по вопросу полетов с учетом сформированных положений по связи, аэронавигационному и наземному обслуживанию, говорится в ответе Минтранса на запрос «Ведомостей». В числе заказчиков доставки грузов министерство указало «Почту России», «Газпром», «Транснефть», МЧС России, Сбербанк. Среди разработчиков и изготовителей БАС Минтранс перечислил «Аэромакс» (входит в АФК «Система». – «Ведомости»), АО «Вертолеты России», АО «НЦВ Миль и Камов», АО «Уральский завод гражданской авиации».
«В настоящее время предполагается участие в реализации инициативы Чукотского АО, Камчатского края, ЯНАО и ХМАО. В дальнейшем перечень регионов может быть расширен», – сообщили в Минтрансе. Лет через 10–15 можно будет организовать беспилотную доставку в Москве, считает руководитель экспертной группы «Беспилотные авиационные системы» при АНО «Цифровая экономика», гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев.
Первично проект нацелен на предоставление сервисов с использованием БАС по доставке почты и грузов, сообщил представитель «Почты России»: «На текущем этапе речь идет о доставке от узловых точек, в которые осуществляется доставка привычными воздушными судами, до удаленных населенных пунктов с последующей выдачей отправлений в почтовых отделениях. О доставке с использованием БАС непосредственно до конечного пользователя речь пока не идет». Стоимость услуги будет формироваться исходя из используемых на маршрутах БАС и интенсивности полетов, сообщил представитель «Почты».
Для развития беспилотной доставки потребуются линии связи, обеспечивающие наблюдение, контроль и управление беспилотными летательными аппаратами, взлетно-посадочные площадки с локальными системами точной навигации, метеооборудование для прогнозирования опасных метеоявлений на маршрутах, указывает представитель «Почты России».
Вопросы необходимой инфраструктуры формулируются разработчиками БАС, элементы инфраструктуры будут устанавливаться одновременно с поставками БАС, говорят в Минтрансе.
Средства из ФНБ, которые выделяются на проект по беспилотной аэродоставке грузов, будут направлены в виде субсидии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), чтобы она покупала беспилотники, сообщил «Ведомостям» директор АНО «Центр Аэронет» Сергей Жуков. Примерно такая же сумма, по его данным, будет направлена «Почтой России» на оплату перевозок. По его словам, ГТЛК предоставит беспилотники в лизинг авиационной компании, которая будет продавать »Почте России» летные часы. Источник в авиационной отрасли подтвердил, что обсуждается такая схема финансирования.
Представители «Почты России» и ГТЛК не предоставили комментарии относительно описанной модели. «Организационная схема, в том числе и схема финансирования, а также владения и оперирования аппаратами в настоящий момент актуализируется», – сообщил «Ведомостям» представитель «Почты России».
Крупные компании начали тестировать доставку грузов беспилотными летательными аппаратами несколько лет назад. В 2017 г. первый заместитель председателя Сбербанка Лев Хасис сообщил о «реально успешной доставке наличных денег из кассового центра до инкассаторского автомобиля со скоростью 180 км/ч». Первое тестирование дрона «Почты России» состоялось в апреле 2018 г. в Улан-Удэ и закончилось неудачно: аппарат ударился об стену жилого дома и разбился. В 2020 г. первые испытания тяжелого беспилотного вертолета, который перевозил груз весом более 100 кг, провела в Ямало-Ненецком автономном округе «Газпром нефть», сообщили в этой компании. В группе компаний «Россети» сейчас применяются комплексы БАС самолетного типа для осмотра протяженных объектов, а также мультироторного типа для осуществления верховых осмотров отдельных опор высоковольтных линий, сообщил ее представитель. Применение комплексов БАС в целях транспортировки грузов в настоящее время «Россети» не рассматривают.
Одна из задач беспилотников МЧС России вертолетного типа – доставка малогабаритных грузов до 700 г; среди них – медицинские аптечки, индивидуальные средства спасения, минирадиостанции, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе министерства.
«На данный момент часть БАС оснащена устройством для сброса указанных выше грузов. Также МЧС России прорабатывается вопрос об оснащении беспилотников, позволяющих перевозить грузы с увеличенным весом», – сообщили в МЧС.
«Сбер» действительно проводил эксперименты по доставке денег и материальных ценностей с помощью БАС и успешно завершил их, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы банка: «Однако на данном этапе доставка денег таким способом нерентабельна в связи с высокой стоимостью эксплуатации БАС». В целом банк не отказался от идеи развития БАС и по мере развития технологии будет тестировать новые решения, в том числе развивая взаимодействие со сторонними разработчиками и изготовителями, сообщил представитель банка. «Помимо денег и материальных ценностей, исходя из конъюнктуры рынка, мы предполагаем, что отличные перспективы есть у доставки беспилотниками товаров в сфере электронной коммерции», – сообщили в «Сбере».
По словам источника «Ведомостей» в авиационной отрасли, вопрос доставки заказов беспилотными летательными аппаратами изучают представители компании Ozon. Представитель Ozon пояснил, что в компании изучают «все перспективные технологии, применимые в разных e-commerce процессах, и потенциал их внедрения».
Хотя проект по беспилотной аэродоставке грузов опирается на инфраструктуру «Почты России», он не должен ограничиваться только одним покупателем услуги, поэтому его расширение за счет новых заказчиков логично, считает Жуков. «Я думаю, что найдутся еще компании, которым потребуется беспилотная доставка, например любые естественные монополии», – сказал он.
«Ведомости» направили запрос в «Транснефть», к моменту сдачи статьи ответа не поступило.