Почему Фил Спенсер не хочет возглавить Microsoft

Вице-президент IT-гиганта занят расширением аудитории игровой платформы до 3 млрд человек
Исполнительный вице-президент по играм Microsoft Фил Спенсер/ Christian Petersen / Getty Images via AFP

В этом году исполнилось 20 лет с момента, как Microsoft выпустила в продажу первую игровую консоль Xbox. Последние семь лет за игровой бизнес IT-гиганта отвечает вице-президент Фил Спенсер. Начало работы выдалось у него не из легких. Всего через несколько недель после того, как он вступил в должность, ему позвонил новый гендиректор Microsoft Сатья Наделла: «Честно признаться, я не очень представляю, зачем нашей компании нужно игровое подразделение» (цитаты по интернет-изданию GameSpot). Спенсер взял время на размышление. Потом перезвонил: «Если мы собираемся остаться в игре – давайте рисковать!»

С тех пор Xbox сильно изменилась. Спенсер сагитировал конкурентов ввести кроссплатформенность (когда в одну и ту же игру могут играть онлайн владельцы приставок разных производителей). Он сделал первый шаг, когда купил одну из самых популярных игр в истории – Minecraft и не стал запрещать ее использование на чужих приставках. Вскоре владельцы Xbox могли играть в нее онлайн с обладателями Nintendo. Он ввел обратную совместимость: раньше на новых Xbox нельзя было играть в игры, которые были у геймеров на старой версии приставки. Он ввел систему подписки Game Pass – аналог Netflix для мира видеоигр, когда игроки за ежемесячную плату получают доступ ко множеству игр, включая новинки прямо в день выхода. Причем играть можно из облака, не устанавливая игру на своем устройстве. Годовая подписка стоит примерно как покупка двух игр.

Наконец, он открыл доступ к играм по Game Pass на различных гаджетах, а не только на Xbox. «В какой-то момент больше всего людей станет частью сообщества Xbox, играя на смартфонах, просто потому, что мобильные телефоны распространены больше остальных устройств», – говорил Спенсер интернет-изданию Axios. От выпуска Xbox он отказываться не собирается. «Но дело не в том, столько Xbox вы продаете, – объяснял он интернет-изданию USgamer. – Консоли – это не то, на чем зарабатывает бизнес».

Кнопка не на месте

У 53-летнего Спенсера есть все шансы встретить следующую круглую дату компании у руля Xbox. «Я хочу заниматься тем, чем занимаюсь. Я не хочу другую должность. И я не хочу стать гендиректором Microsoft», – заявил он интернет-изданию Shacknews. Он один из тех счастливчиков, чье хобби стало профессией. Свою игровую статистику Спенсер периодически выкладывает в сеть. Например, за десятилетие с 2010 по конец 2019 г. он сыграл в 424 игры, в основном на Xbox One. «Я играю в видеоигры с шести лет», – сообщил он GameSpot. Спенсер периодически захаживает на игровые фестивали, где общается с посетителями, – например, на Xbox FanFest, проводимый Microsoft. О его присутствии обычно не объявляют заранее: он просто заглядывает, когда может.

Спенсер не скрывает свой ник в Xbox Live и приглашает всех желающих поиграть с ним по сети. Конечно, заявок ему поступает гораздо больше, чем он физически может принять. Но по сети бродит множество историй об обычных геймерах, которые сразились с топ-менеджером Microsoft онлайн. Так Спенсер познакомился с двумя своими нынешними виртуальными друзьями – директором похоронного бюро в Арканзасе с никнеймом Хитмен и строителем из Нью-Джерси с ником Мегатрон. Сейчас они несколько раз в неделю играют по сети вместе в Forza или Destiny 2 и попутно болтают о жизни, работе и семье.

Зная о большом игровом опыте Спенсера, конкуренты приглашают его опробовать их новинки. На одной из игровых выставок его позвали на стенд Nintendo, где он минут 20 с удовольствием играл в Luigi’s Mansion 3. Играл он неплохо, вот только его герой постоянно умирал. В конце концов Спенсер понял, в чем дело: когда надо было жать кнопку X, он нажимал Y. Дело в том, что кнопка Y у Nintendo Switch находится там, где у Xbox кнопка X. «Напомните мне сказать [руководству Nintendo], что у них кнопка не на том месте», – пошутил Спенсер, уходя (цитата по GameSpot).

Приход в Microsoft

Спенсер родился в 1968 г. в Риджфилде (штат Вашингтон, США). Всю свою жизнь он работает в Microsoft – уже целых 33 года. Вышло это случайно. На 2-м курсе Вашингтонского университета в 1988 г. Спенсер сидел у себя в общежитии и кодировал. К нему зашел сосед по этажу, отец которого, как оказалось, был вице-президентом еще не очень известной в то время компании Microsoft. Сосед предложил Спенсеру организовать ему там летнюю стажировку. Вообще-то Спенсер думал подработать в магазине видеоигр. Но аргумент, что в конце лета он сможет забрать с собой компьютер, на котором будет работать в Microsoft, оказался решающим.

Спенсера определили в команду разработчиков, задачей которой было создание приложений вроде Microsoft Bookshelf и Musical Instruments на CD-Rom, чтобы продвигать этот носитель. Из команды вырос отдел мультимедиа, в котором позже сложился коллектив, который занялся играми. В конце лета Спенсеру предложили постоянную работу в Microsoft. Он просыпался в 6 утра, учился дома по университетской программе, затем садился в свой Ford Pinto («Машина, печально известная своей способностью взрываться при ударе сзади», – вспоминал он на страницах GameSpot). К 11 утра он уже был в кампусе Microsoft.

В начале 2000 г. Спенсер отвечал за взаимодействие с разработчиками игр – сначала в Северной Америке, потом в EMEA. Тогда же началась история Xbox. 15 ноября 2001 г. вышла первая консоль. Затем в 2005 г. последовала Xbox 360. Приняли ее хорошо, но консоль чуть не сгубила инженерная ошибка. Из-за слабой системы охлаждения она перегревалась и выходила из строя. Вокруг кнопки включения зажигалось три красных индикатора – указатель, какая именно ошибка мешает работе. Геймеры прозвали ее «красным кольцом смерти». Отзыв продукта и починка оборудования стоили Microsoft больше $1 млрд.

Первые шаги

В ноябре 2013 г. было выпущено следующее поколение, Xbox One. Журнал GQ назвал ее «еще большим фиаско, нежели «красное кольцо смерти». Microsoft создала машину, которая была скорее развлекательным центром, чем игровой консолью. На ней можно было смотреть фильмы, слушать музыку, общаться по Skype. Но расширить охват бренда за пределы геймерской тусовки компания не смогла, а вот симпатии игроков потеряла. К тому же у приставки был ряд ограничений, которые не понравились геймерам, вроде требования онлайн-аутентификации каждые 24 часа или запрета делиться купленными играми с родными. Со временем их отменили, но было поздно.

Xbox One вышла в комплектации с бесконтактным сенсорным игровым контроллером Kinect. И хотя компания утверждает, что благодаря ему многие инвалиды смогли играть в компьютерные игры, большинству игроков он был не особо нужен. Но он увеличил себестоимость приставки. Новая Xbox продавалась за $500, тогда как вышедшая почти одновременно PlayStation 4 от Sony – за $400. В первые 24 часа было продано по 1 млн обеих приставок, но затем Xbox One отстала от конкурента. В итоге, по данным GQ, всего было продано 51 млн Xbox One и 116 млн Playstation 4.

В марте 2014 г., через считанные месяцы после запуска Xbox One, руководитель игрового подразделения Microsoft Джейсон Холтман покинул компанию, а на его место был назначен Спенсер. Тогда-то гендиректор Microsoft Сатья Наделла и позвонил ему с вопросом: а нужны ли Microsoft видеоигры?

Заметным шагом Спенсера на новом посту стало поглощение за $2,5 млрд разработчика игры Minecraft. В своей книге Hit Refresh («Обновить страницу» – «Манн, Иванов и Фербер», 2018) Наделла вспоминает, что Спенсер лоббировал покупку Minecraft и прежде, но получил жесткий отказ от руководства. Однако не сдался и продолжал гнуть свою линию.

Microsoft легко могла бы заполучить немало новых пользователей, оставив доступ к популярной Minecraft только на своих устройствах. Недаром одним из первых звонков Спенсеру после объявления о сделке был звонок от руководителей Sony. «Вы собираетесь запретить ее использование на PlayStation?» – поинтересовались у Спенсера (здесь и далее цитаты по GameSpot). Тот ответил: «Зачем? Людям нравится играть в нее на PlayStation!» Это была одна из идей Спенсера – кроссплатформенность, чтобы геймеры могли играть онлайн с владельцами гаджетов любых производителей. «Разве у издателей видеоигр есть право не позволять игрокам играть вместе?» – заявлял он на публичных выступлениях. Идея сотрудничества Sony, Microsoft и Nintendo поначалу казалась безумной, но Спенсер продолжал настаивать. В 2017 г. Microsoft и Nintendo объявили о кроссплатформенности Minecraft для Xbox One и Nintendo Switch. За ней последовали другие игры, а к кроссплатформенности присоединилась и Sony. «Я часто слышу, что меня волнует кроссплатформенность, потому что мы проигрываем [по числу проданных приставок конкурентам], – говорил Спенсер. – У меня нет другого способа опровергнуть это, кроме как сказать, что это неправда».

Еще одним маркетинговым ходом стала обратная совместимость. Через некоторое время после запуска Xbox One к Спенсеру обратился один из сотрудников Microsoft. Он пожаловался, что с покупкой новой приставки потерял возможность играть в игры со старых приставок, и попросил дать ему в распоряжение 30 человек, чтобы исправить этот недочет. Спенсер согласился. В итоге на современных приставках можно играть во все игры, выпущенные для Xbox, начиная с самой первой модели. Хоть в The Elder Scrolls III: Morrowind выпуска 2002 г., поражается GQ.

Польза лояльности

Одним из самых удачных для Спенсера оказался 2017 год. В ноябре вышел его первый большой проект в области «железа» – обновленная Xbox One X, ставшая на долгое время самой мощной консолью на рынке. Компания отказалась от оснащения ее Kinect и выравняла расценки с PlayStation. В том же году появилось предложение игр по подписке Game Pass. Идея сделать что-то вроде Netflix для игр зародилась еще в 2013 г., но встретила яростное сопротивление издателей игр. Тогда Спенсер решил поэкспериментировать со старыми играми, принадлежащими Microsoft. Спрос на подписку превзошел все ожидания, сообщал GQ, не раскрывая точных цифр. Компания же решила выпустить одну из игр – Sea of Thieves, эксклюзивными правами на которую владела, одновременно и по подписке, и в продажу.

За ней последовали другие. Пока владельцы PlayStation и Nintendo платили за копии новых игр по полсотни долларов, Xbox предоставляла доступ и к новинкам, и к архиву старых игр по $10–15 в месяц. В ноябре этого года GQ утверждал, что от подписчиков Microsoft получает сейчас на 50% больше выручки, чем от покупателей отдельных копий.

В 2017 г. Спенсер получил очередное повышение – он стал исполнительным вице-президентом Microsoft по играм и теперь подчиняется непосредственно Наделле. Это часть оптимизации руководства компанией, причем видеоигры были определены как одна из основных сфер интереса, писал Business Insider.

А вот 2020 год с его пандемией и карантином стал настоящим кошмаром для Спенсера. «Мне трудно работать из дома», – признавался он GQ. У него никогда не было собственного рабочего места дома (а у жены – целый кабинет). И даже сейчас, когда обе дочери повзрослели и живут своей жизнью, жена уезжает по делам, а дома лишь две собаки и никто не отвлекает его от работы дома, он все равно уезжает в офис. Даже во время карантина Спенсер старался всеми правдами и неправдами ходить на работу. Но он никогда не задерживается после обеда, пишет GameSpot. Вечером несколько часов посвящает игре в Xbox и ложится ровно в полночь.

Добираться до офиса удавалось далеко не всем участникам команды по разработке нового поколения приставок Xbox Series. Разработчикам пришлось осваивать непривычную для них удаленную работу. Более того, новое поколение приставок традиционно выходит одновременно с созданными специально под них популярными играми. Спенсер хотел, чтобы Xbox Series вышла одновременно с Halo Infinite. Но из-за перехода на удаленную работу запуск игры запоздал больше чем на год. Она выходит 8 декабря этого года. А Xbox Series появилась в продаже в ноябре прошлого года в двух вариантах: мощная и дорогая Xbox Series X и менее продвинутая, зато более доступная по цене Xbox Series S. Если считать их продажи вместе, то они стали самыми продаваемыми в истории Microsoft, пишет GQ.

У Спенсера еще много работы. PlayStation 5 и Nintendo Switch пока что опережают по продажам детище Спенсера. Но он хочет взять реванш в другом. В ноябре 2019 г. началось тестирование облачного игрового сервиса xCloud, а год с небольшим назад он появился в подписке Xbox Game Pass Ultimate. Он пока доступен не во всех странах и в нем далеко не все игры. Но как раз благодаря облачным технологиям игры с Xbox со временем станут доступными на любой платформе – от любого смартфона до умных телевизоров. Спенсер, например, еще два года назад играл на своем мобильном в Африке во время командировки. Как отмечает интернет-издание Axios, Microsoft все ближе к цели заполучить 3 млрд игроков на своей платформе.