Тарифы на сотовую связь могут вырасти на 10–15% в 2023 году

Операторам придется компенсировать возросшие расходы на закупку подсанкционного оборудования
Закупка и установка оборудования для сотовой связи теперь будут обходиться операторам гораздо дороже/ Денис Гришкин / Ведомости

Средняя стоимость тарифов на связь у крупнейших сотовых операторов вырастет в 2023 г. на 10–15%, прогнозирует агентство Telecom Daily. Эти цифры подтверждают эксперты инвестхолдинга «Финам» и аналитического агентства «ТМТ консалтинг». Повышение цен будет связано в первую очередь с необходимостью закупки подсанкционного оборудования, подорожавшего из-за приостановки поставок крупнейших международных вендоров.

«Согласно предварительным опросам Telecom Daily, возможный рост стоимости сотовой связи будет в пределах 15%», – сообщил «Ведомостям» гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. С такой точкой зрения согласен и аналитик «Финама» Леонид Делицын. Он связывает рост тарифов до 15% с тем, что телекомоператоры нуждаются в дополнительных средствах на закупку оборудования связи, а при и без того высокой кредитной нагрузке на отечественные компании повышение абонентской платы видится одним из наиболее вероятных сценариев.

Чуть более консервативен в своем прогнозе гендиректор аналитического агентства «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. «Мы можем увидеть фактическое увеличение средней стоимости услуг в пределах 10%», – допускает он. Расходы операторов, как и других участников экономики, растут, поэтому они «заинтересованы в поднятии тарифов», добавляет эксперт.

«Операторам сегодня очень нужны деньги, потому что им требуется замещать устаревающее оборудование, которое они покупали у таких компаний, как Cisco, Alcatel и Nokia, которые больше это оборудование им не продают из-за санкций», – поясняет Делицын. По его словам, телекомкомпаниям ничего не остается, кроме как находить лазейки, как обходить эти запреты. В этом случае операторы будут искать партнеров, которые будут продавать им это оборудование в обход санкций. Эти партнеры, в свою очередь, будут страховать свои риски попадания под вторичные санкции за поставки оборудования российским компаниям в обход ограничений, продолжает Делицын. Это приведет к росту стоимости закупаемого оборудования, считает эксперт.

«Эти возросшие расходы операторы и будут компенсировать ростом стоимости тарифов», – добавляет Делицын. По его мнению, эти расходы нельзя будет компенсировать какими-либо заемными средствами банков, поскольку кредитная нагрузка у операторов и так довольно высока.

Кусков отмечает, что Telecom Daily в 2023 г. не предвидит каких-либо отрицательных изменений по предоставлению услуг связи, но «в 2024 г., если не решить вопрос с поставкой оборудования, начнется постепенное снижение скоростных характеристик».

«Компания будет действовать исходя из складывающейся ситуации на рынке», – заявил «Ведомостям» представитель МТС. Он подчеркнул, что при корректировке тарифов компания учитывает «динамику затрат на обслуживание и развитие телекоминфраструктуры, инфляционные процессы, конкурентную и общую экономическую ситуацию». Аналогичный ответ о возможности корректировки цен дал и представитель «Мегафона».

Корректировка тарифов – «обычная рыночная практика», добавил представитель «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн»), отказавшись комментировать планы оператора «по изменениям в продукте и бизнесе компании». «На нашем телекомрынке сегодня высокий уровень конкуренции, он позволяет балансировать предложение по тарифам, что делает услуги связи в России одними из самых доступных в мире», – напомнил он.

Представитель Tele2 отказался от комментариев.

Изменения цен на тарифы в начале каждого года – стандартная практика, к которой прибегают российские операторы. Например, в 2020 г. «Ведомости» сообщали о повышении цен у операторов «большой четверки», это изменение объяснялось ростом расходов на соблюдение «закона Яровой», предполагающего траты на хранение информации о звонках и сообщениях абонентов. За весь 2020 год рост составил порядка 10%, сообщали «Ведомости» в начале 2021 г. За первую половину 2022 г. услуги связи в РФ подорожали в среднем на 10%, сообщал со ссылкой на Telecom Daily «Коммерсантъ». Но с января по октябрь цены на связь выросли значительно больше, и в начале октября ФАС выявила нарушение антимонопольного законодательства у МТС и «Мегафона». По данным ведомства, операторы с начала года повысили цены на 20 и 12% соответственно, в то время как в соответствии с постановлением правительства допустимо было повышение лишь в пределах уровня индекса потребительских цен, т. е. на 10,5%.

В итоге в октябре ФАС возбудила уголовное дело в отношении «Мегафона» по выявленным фактам неправомерного повышения цен, в отношении МТС было вынесено предписание о снижении цен, напомнил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

В основном операторы стараются повышать тарифы наименьших ценовых категорий, которые изначально запускаются операторами с целью увеличения абонентской базы, рассуждает гендиректор аналитического агентства Content Review Сергей Половников. Зачастую операторы оперируют показателями того, какой доход им должен приносить каждый абонент, поясняет он, хорошим считается показатель 600 руб. с одного абонента в месяц. «Кроме того, расходы операторов на содержание и обслуживание сетей считаются в иностранной валюте, это выражается и в закупках оборудования, и в его обслуживании и т. п. Поэтому стоимость оказания услуг растет вслед за изменением курсов валют», – обращает внимание Половников.

«Операторы изо всех сил стараются поддерживать мультипликаторы отношения долга к EBITDA, выплачивать дивиденды, чтобы демонстрировать свою финансовую устойчивость и т. д. Так что для них самый простой способ профинансироваться – это немножко повысить абонентскую плату», – поясняет Делицын. Выручка МТС в 2021 г. составила 534,4 млрд руб., «Мегафона» – 354,2 млрд руб., «Вымпелкома» – 290,7 млрд руб. С учетом этих показателей операторам «достаточно немного двинуть цены, чтобы выручить довольно значительные суммы», оценивает эксперт.

В силу того что за активностью операторов следит ФАС, они всегда индексируют цены напрямую в то же время, добавляет Анкилов. В арсенале каждого оператора есть широкий спектр инструментов повышения стоимости оказываемых услуг, напоминает эксперт.

«У ФАС есть достаточно эффективные и действенные способы реагирования на нарушение ценообразования сотовыми операторами – от проведения административного расследования с вынесением по его итогам обязательных предписаний и штрафов в рамках закона о конкуренции и КоАП РФ до возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ», – говорит Учитель. По его словам, ответственность за подобные нарушения может предполагать уголовное дело и оборотные штрафы.

«ФАС России проводит анализ экономической обоснованности изменения тарифов. Если по результатам анализа будет установлено, что уровень изменения тарифов операторами не соответствует индексу потребительских цен, служба принимает меры антимонопольного реагирования», – сообщил «Ведомостям» представитель регулятора.