Проект одобренной президентом образовательной IТ-платформы для школ «Восток» заморозили

Пока в проект еще ищут технологических партнеров
«Платформа должна была обеспечить подготовку нового поколения инженеров и стимулировать разработку аналогов иностранных технологических продуктов», – говорилось в официальном релизе/ Максим Стулов / Ведомости

Проект по созданию отечественной образовательной платформы для самостоятельной разработки электронных устройств «Восток» был заморожен. Его реализацией занимались структуры «Национальной технологической инициативы» (НТИ) и дизайн-центр электронной продукции «Восток», созданный при Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Планировалось, что платформа будет запущена 1 сентября 2022 г., но этого не произошло, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к проекту. По словам одного из них, основной причиной стало отсутствие внятного менеджмента в проекте.

Соглашение о совместной реализации проекта на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) заключили Фонд поддержки проектов НТИ, Кружковое движение НТИ и дизайн-центр электронной продукции «Восток». В июле на форуме Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Сильные идеи для нового времени» проект был представлен президенту Владимиру Путину, и тот его поддержал.

Представитель пресс-службы АСИ сказал «Ведомостям», что технологическая разработка платформы продолжается, однако когда проект будет запущен, он уточнить не сумел. Причины срыва сроков запуска он также не прокомментировал. В пресс-службе ДВФУ не ответили на запрос.

Сейчас под проект «Восток» собирают пул партнеров, готовых интегрировать свои устройства в единую модульную образовательную систему, рассказала «Ведомостям» директор по решениям импортозамещения IТ-компании «Крок» Наталия Софронова. К сентябрю этого сделано не было.

«Восток» позиционировался как российский аналог популярного электронного конструктора с открытым кодом Arduino. К обучению на «Востоке» планировалось привлечь не менее 10 млн школьников. «Платформа должна была обеспечить подготовку нового поколения инженеров и стимулировать разработку аналогов иностранных технологических продуктов», – говорилось в официальном релизе.

«Восток» позволил бы в рамках школьной программы изучать основы программирования микроконтроллеров, прототипирования (одного из начальных этапов разработки, в ходе которого создается предварительный дизайн продукта со схематичным изображением основных элементов) и отладки встраиваемых систем. Важность проекта заключалась в том, что на базе «Востока» школьники должны были бы учиться взаимодействовать с набором отечественных решений, разрабатываемых по программе импортозамещения.

Оценить возможные затраты на создание «Востока» опрошенные «Ведомостями» эксперты отказались.

Платформа должна включать в себя линейку различных устройств для систем промышленной автоматики, АСУ ТП в точном машиностроении и бортовой аппаратуре, объясняет Софронова. Эти устройства, по ее словам, объединяются общей экосистемой разработчиков, которая заменит решения, построенные на базе иностранных технологий.

Не менее 10 млн

школьников планировалось привлечь к обучению на «Востоке»

Такая концепция платформы уникальна для российского рынка, утверждает директор центра разработки Artezio (входит в группу «Ланит») Дмитрий Паршин. Но она не сможет функционировать как коммерческий проект и приносить прибыль, подчеркивает он. Начальник отдела IT-магистратур управления «IT-центра» МАИ Светлана Ляпина, напротив, не видит уникальности продукта. По ее словам. аналоги «Востоку» уже есть – например, проект, который реализует Skyeng для Минпросвещения (онлайн-платформа с уроками по различным дисциплинам Skysmart. – «Ведомости»). Но запуск новой платформы позволил бы расширить образовательные возможности учеников, отмечает эксперт.

«Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.

Важность заключается именно в расширении возможности разработки проектов с опорой на отечественные решения, соглашается сооснователь онлайн-школы в сфере геймдева XYZ School Павел Мосейкин. «Раньше главной проблемой в отрасли в целом была нехватка укомплектованных лабораторий на базе технических учреждений, которые бы позволяли студентам получать практические навыки в рамках обучения. А с начала 2022 г. к этой проблеме добавилась ориентация уже существующих программ на работу с зарубежными решениями в виде иностранных продуктов», – объясняет он.

Подобные проекты подразумевают постоянные изменения и доработки, что усложняет и их разработку, и дальнейшую поддержку, говорит Паршин. По словам эксперта, если проект создается с нуля, без применения уже готовых модульных решений, когда разработчики могут интегрировать в свой продукт доступные бесплатно или лицензируемые функциональные модули, то это длительный и дорогостоящий процесс. «Помимо технической составляющей, связанной с созданием и запуском продукта, необходимо выстроить бизнес-процессы, объединить партнеров и сформировать edtech-кластеры и сообщества», – соглашается Софронова.