Спрос на iPhone сократился вдвое за год

Продажам не помог даже параллельный импорт
Ассортимент в прошлом году был выборочным и факт снижения поставок и продаж не вызывает сомнений даже при параллельном импорте/ Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи в России в 2022 г. сократились почти вдвое по сравнению с 2021 г. По данным аналитиков «Марвел-дистрибуции», с января по ноябрь прошлого года было продано 2,2 млн iPhone – это на 48% ниже, чем в тот же период 2021 г. (4,2 млн). Значительное сокращение продаж смартфонов Apple подтвердили представители МТС, «Мегафона» и «Ситилинка».

В розничной сети оператора МТС продажи iPhone в штуках в 2022 г. упали на 45%, но Apple осталась лидером сегмента рынка в денежном выражении, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Продажи iPhone в штуках в салонах «Мегафона» снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом, сообщил «Ведомостям» директор по продажам оператора Давид Борзилов. Самой популярной моделью в рознице МТС в 2022 г., как и годом ранее, стал iPhone 11, у «Мегафона» – iPhone 12 и 13. Представители «Билайна» и Tele2 на запрос «Ведомостей» не ответили.

В «Ситилинке» продажи смартфонов Apple в штуках снизились на 19% по сравнению с предыдущим годом, говорит представитель компании. Наиболее популярной моделью бренда, по его словам, стал iPhone 11. Но в 2022 г. модель не попала в тридцатку самых покупаемых смартфонов, уточнил он.

Руководитель направления «Телеком» Ozon Алексей Зайцев точной динамики продаж iPhone на площадке год к году не привел, но уточнил, что по штучным продажам Apple в 2022 г. находилась в топ-3 брендов, как и в предыдущем. В денежном исчислении смартфоны Apple в прошлом году удерживали 1-е место, добавил он. Чаще всего на маркетплейсе россияне приобретали iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max в новом фиолетовом цвете.

На Wildberries смартфоны Apple в январе – ноябре 2022 г. выбыли из пятерки наиболее востребованных брендов, следует из ответа представителя маркетплейса. В этот период в топ-5 вошли смартфоны Xiaomi, на продажи которых пришлось около 23% от общего оборота в этой категории на площадке, Realme (12%), Samsung (14%), Poco (12%) и Tecno (5%), сказал он. При этом в аналогичный период 2021 г. россияне отдавали предпочтение смартфонам от Xiaomi, Samsung, Apple, Realme и ZTE, отметил представитель Wildberries. По его словам, в 2022 г. покупатели чаще делали выбор в пользу практичных моделей по демократичным ценам. В среднем на покупку смартфонов в прошлом году россияне тратили около 14 700 руб., что на 9% меньше, чем в 2021 г.

«Ведомости» также направили запрос в «Яндекс.Маркет».

Есть несколько факторов, оказавших влияние на падение продаж iPhone, рассуждает руководитель Content Review Сергей Половников. Во-первых, это уход Apple из России, который, по сути, означал отказ от дистрибуторских поставок продукции бренда по официальным каналам продаж.

Во-вторых, на спросе сказалась политика Apple в отношении приложений российских банков, которые начали исключать из AppStore, говорит Половников. «Многие пользователи сочли неудобным скачивание приложений в обход привычных способов и поспешили сделать выбор в пользу конкурирующей экосистемы, – объясняет эксперт. – Как следствие, вырос спрос на смартфоны с Android, причем в сегменте до 12 000 руб. Люди искали способы пережить турбулентность на случай, если iPhone перестанет работать».

В-третьих, не самая благоприятная экономическая ситуация привела к отказу «от концепции безудержного потребления и переходу на осознанное приобретение товаров длительного спроса», продолжает Половников. IPhone 14 не пользовался спросом в России и это совпадает с общемировой тенденцией, поскольку вышедшая осенью новая модель имеет незначительные улучшения по сравнению с предыдущей, заключает он.

Фактически число приобретенных iPhone в России несколько больше того, что приводят аналитики, так как часть продаж пришлась на частных лиц на «Авито», замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но снижение продаж iPhone, по его словам, было ожидаемым. Помимо действующих ограничений это связано с тем, что среди эмигрировавших россиян высока доля пользователей Apple, добавляет он.

477 млрд руб.

потратили россияне на 21 млн смартфонов с января по ноябрь 2022 г., по расчетам «Марвел-дистрибуции»

В 2022 г. доля Apple на российском рынке с 14–16% в штуках сократилась в 2–2,5 раза, приводит данные гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. При этом оценить падение доли рынка бренда в денежном выражении затруднительно из-за нестабильного ценообразования, добавляет аналитик.

Ассортимент в прошлом году был выборочным и факт снижения поставок и продаж не вызывает сомнений даже при параллельном импорте, продолжает Кусков. «Привозили в основном ходовые модели: iPhone 11, 12, 13, SE и 14 в небольшом количестве, – рассказывает он. – К тому же продукцией Apple пользуются, как правило, люди с достатком и они способны самостоятельно приобрести гаджеты, например, из ОАЭ или Турции и пользоваться ими в России».

Падение импорта iPhone в 2022 г. руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков оценивает в 45–50%. «Каналы параллельного импорта не смогут полностью заменить прямой импорт по объему. Более того, из-за отказа вендора от гарантии, сервисного ремонта и блокирования отдельных функций спрос на iPhone будет снижаться», – предрекает он. Уже в этом году Apple может потерять лидерство по обороту, уступив его ближайшему сопернику – Xiaomi, допускает эксперт.

В сегменте смартфонов в 2022 г. уже заметно смещение интереса покупателей к китайским брендам, отмечает представитель «Ситилинка». По его словам, в прошлом году на них пришлось более 70% среди всех продаж смартфонов. В частности, продажи смартфонов Realme и Tecno выросли в 2 раза в штуках по сравнению с 2021 г.

Основными бенефициарами снижения продаж iPhone стали крупнейшие китайские бренды и этот тренд будет сохраняться, подтверждает Бурмистров. «Несмотря на относительный успех параллельного импорта, в условиях ожидаемого ослабления курса рубля и продолжающегося снижения реальных доходов населения спрос будет смещаться в сторону китайской техники», – констатирует он.