МТС начала уведомлять абонентов о подорожании услуг

Стоимость тарифа изменилась из-за сложностей с оборудованием
Для удержания рыночной капитализации МТС и другим сотовым операторам нужны средства и изменения тарифов/ Максим Стулов / Ведомости

Крупнейший по числу абонентов российский сотовый оператор МТС отправил части абонентов сообщения о планируемом повышении тарифов с 17 января 2023 г. Уведомления об этом получили как минимум два сотрудника «Ведомостей».

17 января абонентам МТС пришли смс об изменении условий по тарифу «Персональный» (его условия рассчитываются индивидуально). Из них следует, что индивидуальная скидка на абонентскую плату будет снижена. В первом случае стоимость обслуживания увеличилась на 24 руб. (со 198 до 222 руб. в месяц), а во втором – на 45 руб. (с 150 до 195 руб. в месяц). В смс при этом лишь сообщается, что в первом случае скидка на плату составит 63%, а во втором – 61%. Наполнение тарифа остается без изменений, т. е. сохраняется безлимитный интернет, пакеты минут и смс, говорится в сообщении.

Снижение персональной скидки произошло из-за сложностей с оборудованием, объясняет оператор в статье на своем сайте, на которую ведет ссылка из смс. Современные сети связи «опираются в основном на зарубежное оборудование», поставки которого в Россию сейчас «очень непросто организовать», из-за чего расходы на сервисное обслуживание увеличились, говорится в статье. «Изменение цен – необходимая мера, которая позволит нам сохранить все возможности связи, к которым вы привыкли», – пишет МТС.

«Абонентская плата по тарифу «Персональный» осталась без изменений. Корректировка коснулась размера индивидуальной скидки на тарифе и затронула незначительное количество абонентов», – пояснил представитель МТС.

В апреле 2022 г. ФАС во исполнение правительственного плана первоочередных действий по обеспечению развития экономики в условиях санкций разработала рекомендации, согласно которым операторы могут индексировать цены на услуги на уровень инфляции (индекс потребительских цен, ИПЦ). Если этот предел превышен, ведомство проведет анализ его экономической обоснованности. Эти же рекомендации закрепляли обязанность операторов уведомить ФАС о планируемых изменениях тарифов за 14 дней. Если по результатам анализа уровень изменения тарифов не соответствует ИПЦ, ФАС имела право возбуждать антимонопольные дела.

Но рекомендации, в соответствии с которыми операторы должны были уведомлять ФАС об изменениях тарифов, закончили свое действие 31 декабря 2022 г., сказал «Ведомостям» представитель ФАС. Однако о продлении документа правительство не сообщало.

«Представитель ФАС напомнил, что ценообразование в сотовой связи не подлежит госрегулированию, но служба контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на этом социально значимом рынке. «При поступлении жалоб и обнаружении признаков недобросовестного поведения ФАС примет меры антимонопольного реагирования и проведет расследование повышения тарифов оператором МТС», – сказал он.

В конце декабря 2022 г. уведомление о росте тарифов получали абоненты «Мегафона» и Tele2, писали «Ведомости». У «Мегафона» рост составил порядка 10%, у Tele2 – 12%. ФАС ведет расследование этого повышения, сказал представитель службы. Причем если Tele2 уведомила службу в установленные сроки, то «Мегафон» рекомендации проигнорировал, говорилось в пресс-релизе регулятора.

В 2022 г. ФАС уже признавала МТС и «Мегафон» виновными в нарушении антимонопольного законодательства и предписала им снизить необоснованно повышенные тарифы. МТС несколько раз повышала цены на услуги связи в прошлом году. Согласно подсчетам службы, общее повышение тарифов для 28 млн абонентов в 2022 г. составило более 20% при ИПЦ на конец августа 10,5%. В мае «Мегафон» повышал тарифы на услуги связи для более чем 16,5 млн абонентов в среднем на 12%, но ФАС сочла это не соответствующим инфляции с начала 2022 г.

Вероятнее всего, в случае МТС сейчас речь идет об уникальных условиях для конкретных абонентов, а не об открытом для массовых подключений тарифном плане, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Скорее всего, такими тарифными планами пользуется всего несколько тысяч абонентов МТС», – считает он.

Речь идет, скорее всего, об индивидуальных условиях, поскольку их стоимость сильно ниже рынка, согласен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Вероятнее всего, речь идет о клиентах, которые перешли в МТС со своим номером от другого оператора или остались с МТС, договорившись о более выгодных условиях, отметил он.

Но в ближайший год массовые тарифы продолжат расти, так как услуги связи стали базовыми, как платежи за ЖКХ, которые регулярно индексируются, ожидает Савватин. Кусков полагает, что повышение цен на уровень инфляции «не будет одномоментным»: «Если предположить, что инфляция по итогам года будет исчисляться 12%, то весной оператор может повысить цены на 8%, а осенью – еще на 4%».

Для удержания рыночной капитализации МТС и другим сотовым операторам нужны средства и изменения тарифов – это «самый естественный» источник дохода, объясняет аналитик «Финама» Леонид Делицын. Компаниям нужны средства для замены оборудования и развития, перечисляет он. «Вероятно, судьба тарифов будет решаться в спорах с государством о целесообразности того или иного повышения», – полагает эксперт. Прежде всего операторы будут делать это за счет групп абонентов, которые не чувствительны к повышению, например тех, кто использует связь для бизнеса, считает Делицын.