Развитие беспилотной авиации могут обсудить на совещании с Путиным

Необходимо проконтролировать исполнение декабрьских поручений президента по дронам
Евгений Разумный / Ведомости

Совещание с участием президента России Владимира Путина, посвященное вопросам развития беспилотной авиации, должно состояться уже в 20-х числах апреля, рассказал источник «Ведомостей», близкий к правительству. По его словам, это первое такого рода совещание «на самом высоком уровне».

Еще четыре собеседника «Ведомостей», близких к компаниям отрасли, подтвердили, что соответствующее совещание, куда приглашены производители беспилотников, запланировано на конец апреля. По словам двух из них, на нем будет обсуждаться статус исполнения поручений президента по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС), которые были даны в декабре 2022 г.

По словам источника, знакомого с повесткой совещания, его проведение было запланировано еще в конце прошлого года с целью проконтролировать реализацию поручений президента, перечень которых был утвержден 31 декабря 2022 г. Собеседник в одной из компаний – производителей дронов уточняет, что работа по поручениям ведется в пяти подгруппах, в данный момент формируются национальный проект и федеральные проекты по беспилотникам.

Источник, знакомый с повесткой, добавил, что на совещании также будут обсуждаться барьеры, которые могут помешать исполнению поручений, срок которых истекает в июне – июле 2023 г., и развитию отрасли в целом. Прежде всего это вопросы, касающиеся нормативно-правовой базы и комплектующих для производства беспилотников.

Как следует из информации на сайте Кремля, правительству было поручено до 15 февраля 2023 г. создать комиссию по вопросам развития БАС. Постановление о ее создании премьер Михаил Мишустин подписал 13 февраля 2023 г. Также в числе поручений, срок исполнения которых уже истек, – утверждение плана государственного гражданского заказа на БАС отечественного производства на период до 2030 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Минпромторга писал, что за указанный период объем закупок воздушных беспилотников госорганами и госкомпаниями составит 200 млрд руб.

Кроме того, из поручений следует, что к 1 июня кабмину нужно будет утвердить стратегию развития беспилотной авиации в России на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г., в которой должны быть определены приоритетные направления развития отрасли, параметры рынка, а также список реализуемых мероприятий, объем и источники их финансирования.

Представители Минпромторга и Минэка сказали, что совещания по вопросам развития беспилотной авиации проводятся еженедельно на площадке аппарата правительства под руководством вице-премьера Андрея Белоусова. Вопрос о повестке совещания с участием президента в конце апреля они перенаправили в аппарат вице-премьера. Представитель Белоусова перенаправил запрос в пресс-службу президента. «Ведомости» направили запрос пресс-секретарю президента, в правительство, а также в Минтранс и Росавиацию.

Сколько дронов нужно в России

В 2021 г. российский рынок беспилотной авиации превысил 13 млрд руб., следует из данных ассоциации «Аэронекст». За 2021 г. в России было произведено около 2500 беспилотников, в 2022 г.– более 5000. В основном это техника в легком сегменте, писал «Коммерсантъ». К 2030 г. российский рынок беспилотников может достичь 120 млрд руб., заявлял в ноябре 2022 г. вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Среди основных проблем для развития сферы беспилотников, которые должны решаться на правительственном уровне, – запрет на их полеты в регионах, рассуждает эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин. «С одной стороны, идет разговор о либерализации сферы, развитии рынка беспилотников по всей стране, госзаказе, но при этом у нас во многих регионах запрещены полеты», – объяснил он. Ограничения на полеты дронов из соображений безопасности российские регионы начали вводить еще в 2022 г. К концу марта 2023 г. количество таких регионов выросло до 30, в их числе – Рязанская, Ярославская, Челябинская, Саратовская области, Пермский и Краснодарский край, Мордовия и др.

Необходимо решить вопросы вывода беспилотников из серой зоны, добавил генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов. С одной стороны, необходимо упростить доступ к воздушному пространству, с другой – усилить контроль за его использованием, рассуждает он. На следующем этапе, по словам Хрипунова, должны будут решаться вопросы технологического развития отрасли.

Среди конкретных проблем, которые беспокоят отрасль, – длительная процедура получения разрешения на использование воздушного пространства, что не позволяет реализовать оперативную доставку грузов, высокая стоимость сертификации БАС и длительный срок рассекречивания данных аэрофотосъемки, перечислил эксперт.

Совещания на самом высоком уровне на тему БПЛА должны носить систематический характер, считает генеральный директор стартапа Hover (разработчик БПЛА) Александр Атаманов. По его словам, в числе приоритетных тем для обсуждения также должна быть локализация индустрии производства комплектующих для малых и больших беспилотников, в том числе дронов-такси. «В первую очередь надо решать эту проблему, например, через создание индустриального кластера по производству критически важных комплектующих для беспилотников», – сказал Атаманов.

В подготовке статьи участвовал Максим Иванов