Доля рынка российских гражданских беспилотников вырастет втрое за шесть лет

Критерии «отечественности» для дронов планируют внедрить к осени 2023 года
Отечественных дронов будет только больше, уверены в российском правительстве/ Поисковая лаборатория «АгроБиоИТ»

Доля отечественных беспилотников на российском рынке должна вырасти с 24% в 2023 г. до 70% до 2030 г., а в госзакупках аналогичный показатель должен увеличиться с 23 до 80%. О таких планах по развитию отрасли рассказал замминистра промышленности и торговли Василий Шпак 21 апреля 2023 г. на стратегической сессии по развитию беспилотной авиации в России с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова. Эти показатели прописаны в федеральном проекте «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (БАС)», следует из выступления чиновника.

В презентации Шпака указано, что сейчас доля беспилотников отечественного производства находится на уровне 24%, к 2025 г. она должна вырасти до 55%, а в 2030 г. – до 70%. В госзакупках доля отечественных БАС в настоящий момент составляет 23%, следует из данных Минпромторга, а к 2025 г. показатель должен увеличиться до 41%, к 2030 г. – до 80%.

Объем госзаказа на беспилотники на 2023–2026 гг. Минпромторг оценивает в 100 млрд руб. (8,6 млрд руб. – в 2023 г., 49,6 млрд руб. – в 2024–2025 гг. и 42,1 млрд руб. – в 2026 г.), писал «Коммерсантъ» в начале марта. В целом до 2030 г. спрос оценивается в 200 млрд руб.

В федеральном проекте, на показатели которого в своем выступлении ссылался заместитель министра, прописаны данные по объему рынка беспилотников и росту числа аппаратов разных типов. В 2023 г. объем выпущенных дронов оценивается в 32 000 единиц техники, т. е. с учетом данных выше на аппараты отечественного производства придется около 7600 единиц. К 2025 г. объем рынка должен вырасти в 3 раза до 104 000 дронов, а к 2023 г. еще почти в 2 раза до 181 000.

Критерии определения уровня локализации беспилотников планируют внедрить к осени 2023 г. Об этом рассказывал первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков в ходе XVIII Всероссийского форума-выставки «Госзаказ: новые вызовы» 19 апреля. Как пояснил «Ведомостям» гендиректор производителя агродронов «Агримакс аэро» Максим Чижов, критерии будут подготовлены в рамках логики постановления правительства № 719. В нем указаны критерии признания «отечественности» оборудования, соответствие которым помогает производителям получать доступ на рынок госзаказа.

Как следует из выступления Шпака, в числе наиболее приоритетных сегментов рынка – беспилотники для сбора данных и дистанционного мониторинга, число которых до 2030 г. увеличится с 10 000 до 18 000, а также беспилотники для аэрологистики (с 668 до 2748 шт.) и для внесения веществ, используемых в сельском хозяйстве (с 713 до 3273 шт.).

Показатели Минпромторга формировались на основании прогнозов потребности, объяснил Чижов. По его словам, методика по каждому из сегментов своя, например, потребность рынка в БАС для сельского хозяйства была рассчитана с учетом данных Минсельхоза, прогноза проникновения новой технологии, ее восприятия хозяйствами и фермерами и совершенствования агротехнологий, адаптированных для применения с БАС как одного из инструментов фермера.

Представленные прогнозы складываются из потребностей в БАС конкретных государственных заказчиков, однако фактически реальный спрос на авиасистемы будет выше за счет спроса от коммерческого сектора, отметил генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко. При этом заметнее всего по плану Минпромторга должен вырасти объем российского рынка БАС для образования. В 2023 г. их число составит около 6000, а через семь лет – 135 000, показав рост более чем в 22 раза, следует из выступления Шпака.

В соответствии с данными другого федерального проекта – «Кадры для БАС» число учебных заведений, где реализуются образовательные программы в сфере беспилотной авиации, должно увеличиться с 30 в 2024 г. до 260 к 2030 г., а число граждан, зачисленных на такие программы за тот же период, – с 10 000 до 170 000 человек. Теоретические дисциплины и практические занятия по беспилотной авиации могут добавить и в школьную программу. Об этом предложении ассоциации производителей беспилотников «Аэронекст» «Ведомости» писали в конце марта.

Представитель Минтранса перенаправил вопросы в Минпромторг. Представитель Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответил. 

План Минпромторга нарастить долю российских БАС в общем объеме потребления до 70% кажется реальным при наличии гарантированного долгосрочного заказа российским производителям, например на 20% от этого объема, считает Чижов. Самая чувствительная часть комплектующих, технологии по которым необходимо создать в стране, – это микроэлектроника, силовые установки, а также сырьевая компонентная база по некоторым материалам, добавил Козаренко. В числе компонентов беспилотников, которые наиболее трудно заменить, – электрические двигатели, заметил генеральный директор компании «Флай дрон» Никита Данилов. 

Сферы применения БАС, которые при снятии определенных барьеров могут показать наибольший рост в 2023 г., – это сельское хозяйство, логистика, энергетика, строительство, мониторинг (промышленных объектов, ЧС, местности и т. д.) и дистанционное зондирование Земли, перечислил проректор Университета национальной технологической инициативы 2035 Роберт Уразов. При этом надежных БАС для логистики сейчас откровенно не хватает, обратил внимание Данилов. Начиная от малых, заканчивая большими БПЛА, которые способны перевозить грузы весом 1 т и более, добавил он.

В дефиците и техника для обучения специалистов в сфере беспилотной авиации, продолжил эксперт. «БАС для образования критично нужны, так как для создающейся отрасли, в свою очередь, жизненно необходимы кадры. Обучать и воспитывать их имеет смысл еще со школы», – считает Данилов. Для решения задач сельского хозяйства в 2024 г. может потребоваться около 60 000 операторов дронов, а в горизонте трех лет цифра может достичь 100 000 человек, оценил Уразов. В мониторинге ЧС, местности и в кадастровой оценке в ближайшие 2–3 года будет занято порядка 50 000–60 000 человек, прогнозирует он.