Российские IT-компании нарастили выручку после ухода конкурентов

У производителя аналога Microsoft Office показатель вырос в 4 раза в 2022 году
Максим Стулов / Ведомости

Об увеличении выручки «Мойофиса» в 2022 г. почти в 4 раза до 3,3 млрд руб. «Ведомостям» рассказал представитель компании. Годом ранее этот показатель составлял 841,7 млн руб. По его словам, втрое выросло число клиентов компании, на 25% выросла сумма сделки на одного клиента компании, добавил он, не назвав абсолютных цифр.

Чистая прибыль компании «Новые облачные технологии» (основное юрлицо «Мойофиса») составила в 2022 г. 385 млн руб. против убытка в 1,4 млрд руб. годом ранее, следует из информации на сайте Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Операционная прибыль компании составила 944,5 млн руб. против убытка в 737,8 млн руб. годом ранее.

Другие опрошенные «Ведомостями» IT-компании также показали рост выручки в 2022 г., пусть и не такой значительный. Выручка производителя ПО «Ред софт» в 2022 г. выросла вдвое до 1,29 млрд руб., число клиентов компании – в 2,5 раза, сообщил гендиректор компании Максим Анисимов. Производитель корпоративного ПО «СКБ контур» нарастил выручку на 16% до 26,4 млрд руб., отметил член совета директоров компании Илья Бублик. Оборот ГК «Астра» в 2022 г. вырос в 2,7 раза год к году и составил 6,4 млрд руб. против 2,4 млрд в 2021 г., сообщил представитель компании. Разработчик решений видеоконференцсвязи Vinteo увеличил выручку на 83% – с 397,7 млн руб. в 2021 г. до 726,8 млн в 2022 г., рассказал представитель компании.

Основной продукт «Мойофиса» – одноименный пакет офисных программ – в 2022 г. стал уже серьезной альтернативой для привычных решений, считает председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Если раньше к нему относились довольно скептически, то теперь его знают на рынке и готовы переходить на него с иностранных аналогов, это могло обеспечить дополнительный рост продаж компании, продолжил он. Также разработчик расширил продуктовую линейку в 2022 г., что тоже увеличило продажи. «Помимо классического «Офиса» у них появились программы серверного класса – Mailion и др. Поэтому рост у них больше, чем по рынку», – резюмировал Смирнов.

Заказчики стали активнее тестировать российский офисный софт, с начала 2022 г. «Мойофис» запустил более 300 пилотных проектов, что практически в 6 раз больше показателя годом ранее, отметил представитель компании. Также компания на треть увеличила штат, наняв более 400 сотрудников и открыв офис в Самаре, добавил собеседник.

Офисные программы в условиях активного импортозамещения программы понадобились заказчикам – ведомствам, госкомпаниям, бизнесу, обращает внимание исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев. Вторым фактором более активного роста выручки компании, чем в среднем по рынку, эксперт назвал то, что уже к началу активного импортозамещения «Мойофис» был одним из лидеров рынка. «В условиях, когда нужно много покупать, ориентируются на известные бренды, а "Мойофис" уже давно на рынке», – добавил эксперт. Также у компании было активное продвижение продуктов в 2022 г., и сейчас у производителя налажена активная сервисная поддержка, отметил Комлев.

Одним из драйверов роста выручки в 2022 г. для «Мойофиса» стала сделка с ВТБ, о которой сообщалось в июне. Тогда банк купил 100 000 лицензий офисного пакета программ компании за 1,2 млрд руб. Эту сделку называли крупнейшей на рынке отечественного ПО, сообщали тогда «Ведомости».

Увеличение выручки в 2022 г. отмечалось у большинства российских IT-разработчиков, отметила председатель правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская на годовом собрании ассоциации 19 апреля. По данным опроса АРПП, которые привела Касперская, 68% компаний – разработчиков софта по итогам 2022 г. сообщили об увеличении объемов выручки. «Тем не менее 19% сказали, что выручка снизилась, у 12,6% – осталась на прежнем уровне», – отметила Касперская. По ее словам, также большинство компаний увеличили численность сотрудников. Изменения показателей большинство компаний связывали с внешними политическими событиями, добавила в своем выступлении Наталья Касперская.

В 2022 г. наблюдался реально большой рост выручки практически у всех IT-компаний по базовым решениям, соглашается с Касперской Смирнов. Причем рост выручки вызван ростом объема продаж, а не увеличением цен, добавил он. «Уход зарубежных фирм с рынка сработал как спусковой крючок – те, кто приглядывался к отечественным решениям, тестировали их у себя, на фоне событий 2022 г. вдруг решили их приобрести. А так могли бы и дальше еще приглядываться и проводить пилоты», – пояснил эксперт. Выручка отечественных производителей софта продолжит расти и в 2023 г., считает Комлев.