Роскомнадзор может получить право блокировки рекомендательных сервисов

Такая законодательная новелла обсуждается вместо «кнопки» отключения рекомендательных алгоритмов для пользователей
В скором времени предметом контроля могут стать не только публикуемые тексты, но и алгоритмы их выдачи/ Getty Images

О том, что актуальная версия обсуждаемого законопроекта включает новый механизм регулирования сервисов, использующих рекомендательные алгоритмы, «Ведомостям» рассказали три источника, близких к нескольким интернет-компаниям и видевших копию обновленной законодательной инициативы. Эта версия может быть внесена в Госдуму до конца весенней сессии ее автором – заместителем председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутатом-единороссом Антоном Горелкиным.

«Согласно законопроекту Роскомнадзор получит право на получение сведений для оценки соответствия применения рекомендательных технологий нормам законодательства», – прокомментировал «Ведомостям» изменение в законопроекте Горелкин. При этом он подчеркнул, что речь не идет о том, что у Роскомнадзора «появляется обязанность запрашивать у владельца того или иного ресурса информацию о работе его рекомендательного сервиса». Депутат заверил, что законопроект не предусматривает подключение регулятора к сервисам той или иной площадки посредством API.

«А вот в отношении информационных ресурсов действительно вводится ряд обязанностей, главная из которых – информирование пользователей о том, что ресурс применяет рекомендательные алгоритмы и при этом соблюдает права и законные интересы граждан», – резюмировал Горелкин.

Представитель Роскомнадзора отказался комментировать содержание законопроекта, отметив, что регулятор «готов и приступит к исполнению закона после его принятия и разработки необходимой нормативной правовой базы».

Роскомнадзор, со своей стороны, уже предупреждал о необходимости регулирования рекомендательных сервисов, писали «Ведомости» 24 мая. В справке подведомственного Роскомнадзору ГРЧЦ речь шла о рисках распространения деструктивной и фейковой информации.

Основные разработчики рекомендательных алгоритмов – «Яндекс» или VK. Такие сервисы анализируют цифровой след пользователя и предлагают для каждого индивидуальный набор контента, рекламы или товаров. Комментируя «Ведомостям» справку ГРЧЦ, ряд экспертов, в том числе директор Института исследований интернета Карен Казарян, объясняли, что рекомендательные алгоритмы используют в том числе онлайн-кинотеатры и интернет-магазины, которые в принципе не могут распространять деструктивный контент и фейковую информацию.

Согласно доработанной версии законопроекта, компании будут обязаны декларировать, по каким именно принципам работают их рекомендательные алгоритмы, говорят источники «Ведомостей». У Роскомнадзора же появляется возможность запрашивать информацию о работе алгоритмов, но, в каком конкретно формате, в документе не указано, добавляют они.

По словам одного из собеседников, в законопроекте речь идет «о программно-технических средствах рекомендательных алгоритмов». Это означает, что ведомство получит право запрашивать доступ к серверам, на которых размещены системы с рекомендательными алгоритмами, объясняет он.

При этом, если Роскомнадзор сочтет, что рекомендательный сервис той или иной площадки работает не так, как декларировала компания, он сможет направить ей предписание об устранении нарушения, предупреждает один из собеседников. В случае принятия закона в существующем виде Роскомнадзор сможет потребовать блокировки того или иного сервиса при некорректно работающих рекомендательных алгоритмах, утверждает другой собеседник. То есть если в предыдущих версиях законопроекта предполагалось, что пользователи смогут отключать рекомендательный алгоритм сами, то теперь такой «рубильник» может появиться у Роскомнадзора, работать он будет не выборочно по желанию пользователя, а по работе всей площадки в целом, сокрушается третий источник «Ведомостей». 

Программно-технические средства – это очень широкий термин, который может включать в себя все, что угодно, – от софтверной части до инфраструктуры, на которой работает система, рассуждает директор департамента разработки ПО «Рексофт» Николай Сокорнов. С ним согласен гендиректор разработчика российского веб-сервера Angie Заур Абасмирзоев: «Термин «программно-технические средства рекомендательных алгоритмов» охватывает всю архитектуру сервиса».

«Законодатели, как правило, довольно осторожны при принятии инициатив, связанных с регулированием технологий, – рассуждает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения ассоциации юристов России Борис Едидин. – После принятия и внедрения законопроекта могут быть разработаны нормы ответственности за его нарушение в виде штрафов и блокировок».

Сейчас базово за неисполнение каких-либо предписаний Роскомнадзора компаниям грозит штраф в 20 000 руб. для юридического лица, говорит эксперт. Помимо того существуют отдельные нормы, предусматривающие блокировку ресурса за невыполнение предписаний – например, в случае неудаления запрещенной информации, напомнил Едидин. «Однако вводимое регулирование может предусматривать специальные процедуры как в части выдачи предписаний, так и последствий его неисполнения», – отметил он.

В разработку рекомендательных алгоритмов, на базе которых работают сервисы онлайн-кинотеатров, VK и «Яндекса», вложены «десятки или даже сотни миллионов рублей», рассуждает гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Они составляют конкурентное преимущество той или иной платформы перед другими, поэтому раскрытие всех алгоритмов сервиса, по сути, является безвозмездной передачей его ноу-хау регулятору, добавляет он. К тому же это создает риск утечек чувствительной для компании информации, заключил эксперт.

Передача программно-технических средств рекомендательных сервисов – это по факту передача всей интеллектуальной собственности компании, соглашается с ним Абасмирзоев. «Так как конкурентное преимущество компании как раз состоит в том, кто лучше сделал свою работу, кто лучше подобрал архитектуру своего решения, то передача вовне этой информации, по сути, ставит под удар коммерческий успех компании», – объясняет он.

В то же время в какой-то степени законопроект в нынешнем виде и является компромиссом, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. БОльшей угрозой для компаний стало бы, по его словам, требование о полном отключении рекомендаций на площадках. «Хотелось бы, чтобы требование о проведении аудита не ставило под угрозу работу IT-платформы. Пока не совсем понятно, как технически можно провести такой аудит, но надеемся, что авторы законопроекта внесут изменения с учетом мнений и реальных возможностей игроков рынка», – резюмировал Соколов.