Робота-помощника с портала госуслуг добавят на региональные ведомственные сайты

Такая возможность у субъектов Федерации появится до конца года
Результаты работы робота Макса на «Госуслугах» показали, что платформа хорошо отработана технически/ Максим Стулов / Ведомости

Цифрового ассистента портала госуслуг робота Макса будут тиражировать. До конца года функционал чат-бота доработают, и он будет доступен для интеграции в региональные государственные информационные системы (ГИС). Такими планами поделился директор ФКУ «Гостех» Василий Слышкин на сессии конференции ЦИПР-2023, проходящей в Нижнем Новгороде с 31 мая по 2 июня.

Функционал робота доработают и до конца года завершат его миграцию на платформу «Гостех», сообщил Слышкин. «Гостех» представляет собой своего рода маркетплейс, на котором различные разработчики размещают свои продукты, а заказчики могут выбирать нужные сервисы.

Макс поселился на «Госуслугах» в 2021 г. Его создала та же команда, что занимается разработкой самого портала, – «дочка» «Ростелекома» «РТлабс». Робот встречает интернет-пользователей на сайте «Госуслуги» и перенаправляет их на нужный ресурс в соответствии с запросом. Макс обрабатывает почти миллион запросов пользователей в день и ищет на них с 80%-ной точностью ответы на вопросы, сообщал министр цифрового развития России Максут Шадаев в ноябре 2022 г.

Результаты работы робота Макса на «Госуслугах» показали, что платформа хорошо отработана технически, как и бизнес-процессы по ее внедрению и обучению, рассуждает директор департамента развития бизнеса компании «Рексофт» Николай Потапов. Для доработки и тиражирования на «Гостехе» может понадобиться около 3–4 месяцев, но необходимо сначала протестировать весь его функционал, обращает внимание директор по развитию бизнеса «Девелоника» (ГК Softline) Роман Смирнов. Для доработки подобных систем понадобится 10–20 специалистов, а объем бюджета составит порядка 5–10 млн руб. в месяц. Значит, нужно быть готовыми к инвестициям в 20–50 млн руб., подсчитал он.

Разработка подобных роботов с нуля может стоить от 10 млн до 20 млн руб. в зависимости от использованных технологий, оценивает Смирнов. Но появление новых решений позволяет повторить функционал Макса быстрее и дешевле, продолжает заместитель гендиректора холдинга Т1 по технологическому развитию Антон Якимов. Но в данном проекте значительные средства были предусмотрены на безопасность и надежность взаимодействия с внутренними ресурсами, указывает он.

Чтобы робот эффективно работал в региональных ГИС, по каждой государственной услуге требуется прописать ключевые слова, отмечает руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева. Она добавляет, что стоит учитывать семантические особенности, связанные с огромным количеством диалектов [русского языка] в регионах, поэтому один и тот же запрос в разных субъектах РФ может звучать по-разному. Впрочем, зачастую именно наращивание клиентского опыта играет ключевую роль в развитии IT-продукта и повышении его конкурентных преимуществ, говорит Богатырева.

Основной задачей станет создание качественных баз знаний в региональных ГИС или перенос существующих с параллельным обучением местного персонала, указывает Потапов. Среди сложностей стоит отметить то, что только происходят формирование и настройка работы «Гостеха», соглашается Смирнов. Сегодня далеко не все специалисты умеют ориентироваться в инструментарии и пользоваться возможностями платформы, а обучение кадров также требует времени, сил и бюджета, пояснил он.

В целом же робот-помощник является одним из каналов коммуникаций для пользователя, говорит генеральный директор разработчика российского веб-сервера Angie Заур Абасмирзоев. Его функция заключается в том, что он позволяет расширить или удержать аудиторию в экосистеме. Внедрение текстового помощника в общении с населением позволяет перевести на искусственный интеллект до 70% обращений, следует из статистики CraftTalk. Обычно это рутинные вопросы, такие как адрес учреждения, часы работы, список нужных документов для получения услуги, категории граждан с доступными для них льготами и проч., перечисляет Потапов. Такая поддержка существенным образом повышает эффективность работы операторов, освобождая время для решения действительно нестандартных запросов, указывает он.