Wildberries вышла на рынок умных телевизоров

Для продвижения марки маркетплейс предустановил на ТВ «Марусю» и RuStore от VK
Евгений Разумный / Ведомости

Wildberries запустила производство умных телевизоров под собственной торговой маркой (СТМ) RAZZ, чтобы эксклюзивно продавать их на маркетплейсе, рассказал «Ведомостям» представитель компании. В зависимости от технических характеристик стоимость девайсов будет варьироваться от 7500 до 40 000 руб., уточнил он. Объем планируемых к выпуску телевизоров, а также сумму инвестиций в проект представитель Wildberries не раскрыл.

О том, что Wildberries запустит собственный бренд электроники и бытовой техники, «Ведомости» писали в конце марта. Помимо телевизоров компания продает холодильники, стиральные машины, пылесосы, блендеры, а также планирует продавать носимые гаджеты – планшеты, ноутбуки и смартфоны.

Сборка умных телевизоров RAZZ будет осуществляться в России на заводах компании «Квант» в Московской и Воронежской областях, но часть компонентной базы будет закупаться в КНР, уточнил представитель маркетплейса. На мощностях «Кванта» сейчас уже делают умные телевизоры Ozon под брендом Hartens. Кроме того, «Квант» сотрудничает с «Яндексом», выпуская материнские платы для умных телевизоров с программным обеспечением компании.

Представитель Wildberries уточнил, что в планах начать продажи телевизоров еще в шести странах присутствия маркетплейса. Wildberries работает также в Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии, Узбекистане и Израиле.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, объем инвестиций Wildberries в запуск проекта вряд ли превысил «несколько десятков миллионов рублей». В эту сумму входит разработка бренда, формирование технического задания, выбор поставщика и проч.

Основные конкуренты Wildberries на рынке умных телевизоров – это более привычные покупателям китайские бренды (Xiaomi, TCL, Hisense, Viomi) и СТМ других розничных сетей, сказал замдиректора по стратегическому развитию ГК «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий. «Очень важным фактором сейчас является курс рубля, – сказал он. – Бренды, у которых сформированы запасы по старому курсу, получат серьезное преимущество перед теми, кто будет предлагать товар после ослабления рубля».

СТМ чувствуют себя уверенно на рынке умных телевизоров, потому что за счет снижения издержек предлагают цены ниже, чем у крупных китайских брендов, заметил главный редактор портала Ferra.ru Евгений Харитонов. Более того, некоторые китайские производители, такие как Xiaomi, сократили присутствие в России в этом классе устройств до минимума, добавил он.

О намерении развивать продажи электроники под СТМ в 2022 г. также заявили маркетплейсы Ozon и «Яндекс.Маркет». Для выпуска телевизоров осенью 2021 г. Ozon выкупил бренд Hartens. Под этой маркой продается также аудиотехника, встраиваемая крупная бытовая техника, мелкая бытовая техника и аксессуары. «Яндекс.Маркет» торгует бытовой техникой и электроникой под брендом Tuvio. В списке товаров под этой СТМ – телевизоры, чайники, морозильные лари, микроволновки и стиральные машины. «Сбер» выпустил в продажу телевизоры под собственным брендом Sber в марте 2022 г. Эти устройства оснащены операционной системой (ОС) «Салют ТВ» и виртуальным ассистентом от «Сбера».

В мае «Ведомости» писали, что продажи смарт-телевизоров с российскими ОС за год выросли втрое. В I квартале 2022 г. устройств с установленными голосовыми помощниками «Яндекса» и «Сбера» было продано около 87 000, а в I квартале 2023 г. – уже 300 000. В целом на российском рынке в I квартале 2023 г. было продано 2 млн телевизоров, что на 15% больше, чем в предыдущем году, а доля смарт-телевизоров год к году выросла с 5 до 15%.

Всего Wildberries выпустит семь моделей умных телевизоров с диагональю от 24 до 65 дюймов и разрешением до 4К. Умная оболочка для телевизоров RAZZ была разработана «Квантом», уточнил представитель маркетплейса. Он добавил, что это первые на рынке умные телевизоры со встроенным голосовым помощником «Маруся» от VK и магазином приложений RuStore, разработкой которого при поддержке Минцифры также занимается холдинг. Кроме того, как следует из карточек товара на маркетплейсе, часть моделей RAZZ выпускается с голосовым помощником «Салют» от «Сбера».

Представитель VK заявил «Ведомостям», что условия сотрудничества с партнерами не раскрываются, но уточнил, что у компании есть планы по дальнейшей интеграции «Маруси» в умные телевизоры. Голосовое управление смарт-телевизорами через умные колонки VK работает также на моделях LG 2016 года выпуска и выше, а также на моделях Samsung, выпущенных в 2017 г. и позже, говорилось в сообщении на сайте компании в начале июля.

Представитель VK также рассказал, что в ближайшее время все разработчики получат возможность публиковать в RuStore приложения для ТВ. Через него пользователи могут получить доступ к стриминговым сервисам, приложениям ТВ-каналов, играм и др., добавил он, не уточнив, какое именно количество приложений доступно в магазине. «Ведомости» направили запрос в «Сбер».

Маркетплейсы активно включились в продажи электроники и стали развивать СТМ, заметил руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. При этом у VK, в отличие от «Яндекса» и «Сбера», нет своего маркетплейса и сотрудничество с Wildberries для компании однозначно интересно, заметил он.

Сама Wildberries пошла на это ради дотаций со стороны VK, чтобы увеличить собственную прибыль либо решив, что включенная в стоимость пробная подписка на сервисы VK добавит телевизору привлекательности, предположил Харитонов. При этом VK не входит в топ игроков рынка российских онлайн-кинотеатров, а «VK видео» остается в тени YouTube, поэтому, с точки зрения потребителя, сочетание «Кинопоиск» + «Алиса» или «Okko + «Салют» было бы предпочтительнее, считает он. Успех телевизоров с «Марусей» будет зависеть от качества устройств и стабильности работы ОС, заметил гендиректор компании BQ Владимир Пузанов.

Магазин приложений RuStore появился на фирменных телевизорах Wildberries не только для соблюдения законодательства РФ, а прежде всего в рамках сотрудничества с VK, считает Харитонов. При этом если в смартфонах RuStore уже покрывает почти все потребности российских пользователей, то в умных телевизорах основу приложений по-прежнему составляет Google Play, заметил он. Наличие выбора приложений очень важно для умных телевизоров, добавил Пузанов: «Не все могут использовать сторонние установочные файлы и устанавливать программы через флешку». Ассортимент приложений в RuStore пока ограничен, но его предустановка и встроенные российские голосовые помощники помогут бренду «отстроиться» от большого количества китайских брендов, заметил Бурмистров.

Цены на телевизоры RAZZ соответствуют ценам на аналогичные продукты от Ozon, «Яндекса», «Сбера» и проч., сказал Сурков. По его словам, китайские производители будут уходить в верхний ценовой сегмент, а в среднем и нижнем будет ужесточаться конкуренция СТМ. Цена в 20 000 руб. за 4K-телевизор c диагональю в 50 дюймов – это средняя цена на рынке СТМ-телевизоров, но стоит учитывать, что аналогичных предложений «предостаточно» (DEXP, Erisson, Kivi, Harper и др.), продолжил Харитонов. Поэтому, чтобы бренд заметили, на старте продаж ему потребуется более существенный дисконт, считает он.