После ухода Badoo и Tinder самым скачиваемым дейтинговым сервисом в России стала Mamba

Число скачиваний приложений для знакомств практически не сократилось
Евгений Разумный / Ведомости

Mamba лидирует в мобильном сегменте дейтинговых онлайн-сервисов в июле 2023 г. по скачиваниям – 77 600 в неделю, или 27,5% от общего количества. Это следует из данных аналитической платформы Sensor Tower, специализирующейся на сборе и анализе данных о мобильных приложениях. На втором месте оказался сервис «ДругВокруг» (23,9%), за ним идут Tabor (22,2%), «Мята» (9,8%) и Pure (7,1%). Эти данные не определяют, скачал приложение новый пользователь или же установка была совершена повторно.

После начала СВО на Украине популярные американские дейтинговые сервисы прекратили работать в России, благодаря чему отечественные компании значительно нарастили свою долю на рынке. В феврале 2022 г. почти 45% скачиваний из AppStore и Google Play приходилось на ушедшие из страны Badoo и Tinder, следует из данных Sensor Tower. В феврале прошлого года у Badoo было 103 000 инсталляций в неделю, или 29,7% от общего числа, у Tinder – 52 000, или 15%. На Mamba приходилось13,6% скачиваний, на «ДругВокруг» – 13,3%, на «Мяту» – 11,6%.

В июне 2022 г. Mamba впервые обогнала Tinder и заняла долю в 22,8% (68 000 установок в неделю), следует из статистики Sensor Tower.

Ежемесячная аудитория мобильных дейтинговых приложений в России составляет около 7 млн человек, еще около 3 млн пользуются сервисами на десктопах и мобильных версиях сайтов (без установки приложений). Таким образом, около 10 млн человек хотя бы раз в месяц бывают в сервисах знакомств, следует из подсчетов Sensor Tower.

Знакомств больше, денег меньше

В среднем рост российских игроков на рынке дейтинговых сервисов по скачиваниям год к году в среднем составил 20–30%. Число новых пользователей «ДругВокруг» за этот период увеличилось на 10%. Заметнее всего пользовательская база за последний год выросла у Pure и Tabor – на 41% и 39% соответственно. Падение аудитории Sensor Tower фиксирует только у сервиса «Мята», количество новых пользователей которого сократилось на 15%.

В деньгах рынок дейтинговых сервисов в России за период с февраля 2022 г. по июль 2023 г. просел почти в 3 раза. В феврале 2022 г. совокупная еженедельная выручка всех популярных приложений знакомств на российском рынке составляла $417 000 (32 млн руб. в неделю, или около 130 млн руб. в месяц). В июле 2023 г. оборот рынка резко сократился из-за ухода Tinder и составляет на сегодняшний день $130 000 – 12 млн руб. еженедельно, или около 50 млн руб. в месяц, следует из данных Sensor Tower. В феврале 2022 г. лидерами рынка в деньгах были Tinder, Badoo и Mamba, а в июле 2023 г. – Pure, Mamba и Teamo.

При этом, по прогнозам аналитической компании Statista, в 2023 г. общий объем российского рынка дейтинговых приложений может достигнуть 4 млрд руб. ($48,4 млн).

По собственным данным компании, аудитория Mamba составляет порядка 70 млн человек. Сервис работает более чем в 50 странах, в том числе в США, Франции, Турции, Израиле, ОАЭ и проч. Доля российских пользователей составляет 70%, уточнил представитель компании. Рост регистраций на Mamba в июле 2023 г. составил порядка 30% по сравнению с июнем 2023 г., сказал генеральный директор компании Андрей Бронецкий. По его словам, это связано с уходом основного конкурента компании – Tinder. Рост месячной выручки, по его словам, составил 100%.

Основатель сервисов Tabor и «Мята» Евгений Довнар сказал «Ведомостям», что количество ежедневных установок приложений в России за год выросло на 24%. Суммарная активная месячная аудитория увеличилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., добавил он. Общая выручка сервисов выросла практически в 2 раза, отметил Довнар, не приводя абсолютных показателей.

«Ведомости» также направили запросы в Pure, «ДругВокруг» и Teamo.

Незаменимые у нас были

Tinder окончательно перестал работать в России 30 июня 2023 г. Приложение пропало из App Store и недоступно в Google Play. Еще в апреле 2022 г. Tinder ограничил для россиян доступ к платным опциям, а о планах уйти с российского рынка владелец Tinder, компания Match Group, объявил в мае этого года. И если еще в июне 2023 г. Tinder еженедельно скачивали около 50 000 человек, а общее количество установок дейтинговых приложений в неделю составляло 291 000, то с уходом Tinder количество установок сократилось не сильно – 282 000 в июле.

Компания Bumble, владеющая сервисом знакомств Badoo, объявила о прекращении своей деятельности в России еще в марте 2022 г.

В целом после ухода Badoo и Tinder рынок дейтинговых сервисов просел, так как сейчас пользователи не знают, чем заменить прекратившие работу приложения, и у них на смартфоне вместо 2–3 остается 1–2 сервиса, заметил эксперт рынка дейтинговых сервисов Сергей Сигитов. Падение в деньгах объясняется тем, что альтернативы Tinder и Badoo чаще всего используют достаточно грубые модели монетизации, вызывающие раздражение и не дающие ожидаемого эффекта, считает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов.

Основная причина роста скачиваний российских сервисов – уход крупнейших игроков, говорит Вильянов. «Знакомиться люди хотят, для многих это часть образа жизни, и исчезновение привычного способа досуга заставляет искать альтернативу», – заметил он. Всплеск аудитории Tabor может объясняться тем, что в отличие от аналогов в сервисе нет навязчивой монетизации и практически всеми функциями можно пользоваться без доплат, считает Вильянов. А «ДругВокруг» крайне популярен среди мигрантов из Средней Азии, поясняет эксперт.

Tinder и Badoo долго работали на свою «массовость», которая, в свою очередь, позволяла разным аудиториям найти друг друга, сказала эксперт по бренд-маркетингу Диана Халилова. По ее словам, Mamba и Tabor за годы сформировали определенную репутацию и целевые группы и, чтобы занять освободившуюся нишу и удержать пользователей, им нужно прежде всего менять позиционирование, а не дорабатывать интерфейс, добавила эксперт.

По мнению Вильянова, компаниям необходимо вкладываться не только в рекламу, но и в расширение набора реальных возможностей. Например, интегрировать сервисы по покупке билетов на мероприятия, консультации психологов, делать коллаборации с другими брендами и проч., перечислил он.

Ждать ли новых игроков

Наплыва на рынок новых дейтинговых сервисов не случилось, признают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Из недавно появившихся приложений Сигитов отметил Twinby, в котором можно подобрать подходящего человека по типу личности, а также сервис «VK Знакомства». Последний, по словам эксперта, не предлагает ничего уникального, но из-за консолидации рекламных инструментов в VK может стать «значительным игроком».

Кроме того, россияне используют чат-боты для знакомств в Telegram, которые подбирают пару по локации или типу интересов, заметила гендиректор компании – разработчика системы интеллектуального сбора и анализа данных «Социальная лаборатория» Наталия Тылевич. Среди самых популярных сервисов она называет «Дайвинчик» (2,4 млн подписчиков) и «Знакомства» (71 455 подписчиков). Но основной рост их аудитории случился не после ухода Tinder, а в апреле – мае 2022 г. и был связан с прекращением работы Badoo, заметила Тылевич.

Возможно, на рынке появятся еще несколько новых игроков, но инвестировать в дейтинг при неработающей системе оплаты через карты в магазинах приложений очень сложно, поэтому скорее произойдет укрупнение существующих проектов, добавил Сигитов. Следующего шага в этом направлении можно также ожидать от «Яндекса»: у компании есть возможности и экспертиза для создания продукта-лидера в категории дейтинга в России и СНГ, считает Халилова.