«VK Знакомства» пока не стали заменой ушедшему Tinder

Количество скачиваний российского дейтингового приложения на старте оказалось в 7–10 раз ниже
Андрей Гордеев / Ведомости

Новое российское дейтинговое приложение «VK Знакомства» за месяц с небольшим не смогло полноценно заменить ушедший из России 30 июня американский Tinder. Из магазина приложений Google Play с момента запуска – 29 июня 2023 г. – пользователи загрузили «VK Знакомства» около 15 000 раз, из App Store (появилось в магазине 25 июля) – 10 500 раз. Это следует из статистики аналитической платформы Sensor Tower (сбор и анализ данных о мобильных приложениях) на 6 августа 2023 г.

Сервис «VK Знакомства» появился в ноябре 2021 г. на базе платформы VK Mini Apps, и по данным на второй квартал текущего года, его средняя месячная аудитория достигла 2,4 млн пользователей, уточнил представитель холдинга. Запущенное в июне 2023 г. на Android и в июле 2023 г. на iOS приложение «VK Знакомства» поддерживает все функции  уже существующего одноименного сервиса, подчеркнул он. «Зарегистрироваться и войти в него (в приложение. — "Ведомости") можно с помощью VK ID — единого аккаунта для всех проектов VK. Авторизация обеспечивает кросс-платформенное использование сервиса: история мэтчей и чатов из мини-приложения синхронизируются с мобильным приложением "VK Знакомства". При этом пользователи "VK Знакомств" не встретят своих друзей из "В Контакте" и пользователей из черного списка — так сохраняется приватность для комфортного общения», — указал собеседник. Причем доступны и другие способы входа в приложение, без привязки к аккаунту «В контакте», добавил он.

О том, что VK создает приложение для знакомств, в котором пользователь не будет идентифицироваться через аккаунт во «В контакте», «Ведомости» писали в начале мая со ссылкой на источники. Ранее «VK Знакомства» были доступны только в каталоге встроенных сервисов соцсети и позволяли знакомиться только с пользователями «В контакте». В конце июня компания официально объявила о запуске отдельного приложения «VK Знакомств».

По данным аналитической компании data.ai, «VK Знакомства» в первый месяц скачали около 13 000 раз из магазина приложений Google Play, а с учетом того, что на iOS версия приложения вышла позже, суммарное количество скачиваний на двух платформах не превышает 30 000 с момента запуска. По данным data.ai, Tinder с начала 2023 г. до ухода из России в среднем загружали из российских магазинов приложений 50 000–60 000 раз в неделю (200 000–240 000 в месяц).

Таким образом, количество скачиваний «VK Знакомств» оказалось на старте в 7–10 раз ниже. Приложение Mamba (лидер рынка после ухода Tinder) загружали из магазинов в июле 77 600 раз в неделю, это 27,5% от общего количества скачиваний дейтинговых сервисов, следует из статистики Sensor Tower (см. «Ведомости» от 28 июля).

У «VK Знакомств» freemium-модель монетизации, когда приложение бесплатно, но есть встроенные покупки. Стоимость premium-подписки на «VK Знакомства» на месяц составляет 599 руб., три месяца – 999 руб., полгода – 1490 руб. Платная подписка позволяет пользователям увидеть лайкнувших их «половинок», возвращаться к случайно пропущенным анкетам и ставить пять суперлайков в день вместо одного.

По статистике Sensor Tower, на iOS «VK Знакомства» заработали $22 600, информация по Android недоступна. Заработки на Android могут быть примерно сопоставимыми или даже ниже, допускают опрошенные «Ведомостями» аналитики, указывая на то, что с момента запуска компания в совокупности могла заработать не более $50 000.

Обычно пользователи Android платят меньше, но в приложении на Android есть возможность оплачивать покупки российскими картами, обращает внимание эксперт дейтингового рынка Сергей Сигитов. Поэтому если брать в расчет количество скачиваний и удобство оплаты, то можно предположить, что сервис на двух платформах может иметь схожую доходность, говорит он. Сумма в $25 000 на платформе Android более чем реалистична, согласна эксперт по бренд-маркетингу Диана Халилова.

В то же время смартфоны на Android представлены в разных ценовых сегментах (включая ультрабюджетный), тогда как устройства Apple – только в премиальном, поэтому у пользователей разная платежеспособность и паттерны поведения, указывает операционный директор коммуникационного агентства iTrend Денис Бойцов. Пользователи Android могли оплатить premium-подписку в «VK Знакомствах» только на несколько тысяч долларов, допустил аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов.

По мнению Вильянова, платные опции и расценки на них скопированы с Tinder. Пока у отечественных сервисов нет возможностей, за которые россияне готовы были платить такие суммы, считает аналитик. «VK Знакомства» пока не представили в продукте ничего уникального, большая часть аудитории попробует новый дейтинг один раз и, если не найдет там для себя ничего нового, в следующий раз вернется не скоро, согласен Сигитов. Так уже было с разделом «Знакомства», который VK включала в соцсеть как часть сервиса, отмечает он.

После начала СВО популярные американские дейтинговые сервисы прекратили работать в России, благодаря чему отечественные компании значительно нарастили свою долю на рынке, писали «Ведомости» в конце июля со ссылкой на данные Sensor Tower. В феврале 2022 г. лидерами рынка в деньгах были Tinder, Badoo и Mamba, а в июле 2023 г. – Pure, Mamba и Teamo. Заметнее всего пользовательская база за последний год выросла у Pure и Tabor – на 41% и 39% соответственно. Число новых пользователей «Другвокруг» год к году увеличилось на 10%, фиксируют аналитики.

Tinder и Badoo были массовыми дейтинг-сервисами, которые работали со всеми типами аудитории, отмечает Халилова. Их прелесть для пользователей заключалась в точном мэтчинге по геопозиции, огромном выборе партнеров и удобном функциональном наборе действий внутри продукта, который помогал получить «мэтч» – суперлайки и верифицированные профили, а также синхронизации с Instagram, перечисляет она.

«VK Знакомства» – едва ли не единственное российское приложение, у которого сейчас есть шанс занять место ушедших глобальных сервисов, продолжает Халилова. Pure – слишком нишевый и узконаправленный, Mamba, «Другвокруг», Tabor и другие сервисы – с одной стороны, большие приложения, но, с другой стороны, «ими как будто не пользуется молодая платежеспособная аудитория, которая формирует потребительский тренд», говорит эксперт.

«VK Знакомства» при значительных финансовых вливаниях может «отъесть» у Mamba пару десятков процентов, допускает Вильянов. Но занятие серьезной доли рынка сервисом VK можно ожидать не раньше, чем через пару лет, прогнозирует он.

Сейчас маркетмейкерами могут выступать пока еще бесплатные приложения для общения по интересам типа дейтинга Twinby по «поиску родственной души», считает основатель маркетингового бюро SoftwareLead Виталий Янко. Покупка их какой-то экосистемой может стать основным драйвером рынка, в противовес пока еще сильно сырому продукту VK, указывает он.

По предварительным оценкам Халиловой, примерные затраты компаний на запуск приложения могут исчисляться $100 000, из которых половина расходов приходится на продвижение нового приложения, а половина – на команду разработки. «Классическая ситуация для любого приложения на рынке – это когда $100 000 в месяц компания тратит, а $50 000 в лучшем случае приходят обратно, т. е. маркетинг себя окупает», – объясняет она. При грамотной стратегии спустя год доходы начнут выравниваться в ноль, и еще через какое-то время предприятие станет доходным.

Но не исключено, что вся экономика по запускам проектов, таких как «VK Знакомства», вплетена в экосистему VK, поэтому команда может пользоваться ресурсами холдинга и расценки могут быть ниже, допускает Халилова.