Россияне стали чаще подключать блокираторы спам-звонков

Но под ограничение попадают и вызовы от легальных коллекторов
На рынке сотни антиспам-приложений как отечественных, так и зарубежных разработчиков/ Евгений Разумный / Ведомости

Граждане стали активнее подключать себе услугу по определению и блокировке нежелательных звонков или устанавливать на смартфоны специальный софт. О кратном росте установок таких сервисов «Ведомостям» рассказали представители «Тинькофф банка», «Яндекса», операторов связи «Мегафон», МТС, Tele2, а также компаний в области информационной безопасности (ИБ) «Лаборатория Касперского», «РТК-Солар», Infosecurity (входит в ГК Softline).

В «Мегафоне» с декабря 2022 г. число абонентов, которые подключили себе услугу по определению спам-звонков, выросло с 1 млн до 6,5 млн, говорит представитель оператора. Совокупная база пользователей сервисов «Тинькофф» (определитель номера и секретарь Олег) составляет 6,5 млн человек, сообщил представитель банка. В июле «Тинькофф» наблюдал пик спроса на такие сервисы: определитель подключили в 2 раза больше клиентов, чем в среднем в предыдущие месяцы 2023 г. Треть от всех пользователей определителя подключили сервис в этом году, говорит представитель банка. Число скачиваний из Google Play приложения Kaspersky Who Calls за год увеличилось с 1 млн до 5 млн.

За последний год количество пользовательских запросов в «Яндексе» по фразе «защита от спам-звонков» выросло в 2,3 раза – с 2,17 млн в июле 2022 г. до 5,09 млн в июле 2023 г., следует из данных сервиса «Яндекс.Вордстат». Интерес к услуге подскочил в августе 2022 г., но наибольший рост пришелся именно на июль этого года и продолжается до сих пор.

Тренд подтверждают и в других компаниях, но не все готовы или могут раскрывать абсолютные показатели. У «Яндекса» за первое полугодие 2023 г. подключений определителя номера было втрое больше, чем в первом полугодии 2022 г., рассказал его представитель. С начала 2023 г. количество пользователей сервиса «Защитник» от МТС увеличилось на треть, говорит директор центра Big Data МТС Виктор Кантор. По данным «РТК-Солар», с начала года количество установленных приложений по защите от спам-звонков увеличилось на 18–20%.

На рынке сотни антиспам-приложений как отечественных, так и зарубежных разработчиков, отмечает директор центра Solar appScreener «РТК-Солар» Даниил Чернов. Зачастую антиспам-сервисы являются частью антивирусной защиты или дополнением банковского приложения, поэтому отследить полные данные по числу установок сложно, объясняет начальник отдела ИБ компании «Серчинформ» Алексей Дрозд. Подобных сервисов становится больше, поскольку растет количество спамеров и активно совершенствуются техники дозвона до жертв, поясняет он: злоумышленники оперируют целым пулом номеров в надежде, что если один попадет в блокировку, то следующий дозвонится.

В первой половине 2023 г. пользователи определителя номера «Яндекса» получили 683 млн звонков с незнакомых номеров, 147,5 млн (21,5%) из которых были помечены как нежелательные, говорит представитель компании. По данным МТС, за первые семь месяцев 2023 г. количество нежелательных звонков выросло более чем в 2 раза год к году. Из вызовов с неизвестных номеров почти 80% составляют звонки от злоумышленников и спамеров, сказал представитель «Тинькофф». Ежемесячно клиенты ВТБ получают в среднем около полумиллиона звонков от мошенников, а в пиковые периоды – до 1 млн, отмечает его представитель.

Вместе с блокировкой вызовов мошенников в категорию «нежелательных» время от времени попадают звонки от коллекторских агентств, выяснили «Ведомости». По наблюдениям сервиса по возврату просрочки ID Collect, должники нередко используют автоответчики и другие похожие приложения на смартфонах. Так люди стараются оградить себя от рекламных звонков, мошенников, соцопросов и проч., но интерес к таким сервисам формирует для них «упущенную выгоду», уверен руководитель досудебного взыскания ID Collect Роман Быков. Клиенты, до которых не удалось дозвониться из-за блокировщиков, могли бы получить предложение о рассрочке и другие льготы и достаточно быстро избавиться от долга, считает коллектор.

По оценкам ID Collect, до 26% из их должников, установивших блокировки звонков, могли бы после первого контакта начать платить, а около 10% – в течение 3–6 месяцев полностью закрыть долг и таким образом избежать исполнительного производства. Но установка блокировки спама не отражается на сборах взыскателей, считает Быков: если коллектор в течение двух месяцев не может связаться с должником, долг переходит в судебную стадию и начинается процедура исполнительного производства.

96 916 запросов

инициировал за I квартал 2023 г. Банк России операторам связи для принятия мер реагирования в отношении номеров, используемых в противоправных целях. Это на 8,22% больше год к году

В целом по рынку нет аномального роста установки приложений, блокирующих звонки именно от взыскателей, говорит президент саморегулируемой организации «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» Эльман Мехтиев. По его словам, если клиент не платит по долгу более шести месяцев и не собирается работать с долгом в дальнейшем, то в 50% случаев он просто меняет номер телефона.

Сервисы и приложения по определению спам-звонков обычно используют различные алгоритмы и открытые базы данных, чтобы идентифицировать номера, связанные с мошеннической деятельностью или нежелательной рекламой, говорит аналитик отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity Владислав Иванов. Наиболее распространенные подходы – рейтинговая система и ограничения от самих пользователей, отмечает Дрозд. Если условно из 30 абонентов, принявших звонок, 20 пожаловались на спам, то, скорее всего, этот номер будет помечен таким образом.

Также большинство сервисов использует машинное обучение, чтобы по косвенным признакам определять, что незнакомый номер используется для спам-звонков, добавляет Дрозд. Аналитические алгоритмы распознают такие звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя, поясняет представитель Tele2.

Часть сервисов автоматически помечают номера коллекторов как нежелательные, добавляет Иванов. Это, по его словам, может быть связано с тем, что некоторые взыскатели используют агрессивные или неприятные методы взаимодействия с должниками.