Региональные центры разработки дронов появятся в Петербурге, Томске и Самаре

В 2024 году на их создание выделят 5 млрд рублей
Андрей Гордеев / Ведомости

На создание трех крупных региональных научно-производственных центров (НПЦ) в Санкт-Петербурге, Томской и Самарской областях для разработки и серийного производства беспилотников из федерального бюджета направят 4,8 млрд руб. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника в компаниях – разработчиках и производителях дронов, знакомых с планами по созданию сети НПЦ.

В России к 2030 г. должна появиться сеть аккредитованных Росавиацией НПЦ для разработки и выпуска дронов в регионах, говорится в подготовленном Минпромторгом федеральном проекте «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем (БАС) и комплектующих». В качестве опорного центра выбран индустриальный парк «Руднево» в Москве, запущенный в марте 2023 г. Всего в стране должно быть создано 48 центров, 12 из которых будут крупными. На эти цели в федеральном проекте заложено 67,2 млрд руб., из которых 51,2 млрд госфинансирования, писали «Ведомости» в августе.

Федпроект входит в более крупную программу – нацпроект «Беспилотные авиационные системы» («Ведомости» рассказывали о нем 31 августа). В паспорте нацпроекта указано, что до 2030 г. в отрасль может быть вложено всего 898,4 млрд руб. (696,9 млрд – из федерального бюджета, 143,6 млрд – из региональных, остальное – из внебюджетных источников).

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, Минтранс и Росавиацию.

Самара пошла первой

Площадь крупного НПЦ будет составлять от 5500 кв. м, на ней будут расположены летно-испытательный комплекс, лабораторно-исследовательский центр, центр коллективного пользования (место, где будет осуществляться цифровое моделирование, а также опытное и мелкосерийное производство) и сопутствующая инфраструктура НПЦ, сообщил источник в компании на рынке БАС. Предполагается, что в крупном НПЦ будет работать от 126 до 186 человек. Такие центры запустятся в 12 регионах до 2030 г.

Малый НПЦ должен располагаться на площади от 2500 кв. м и будет включать только центр коллективного пользования и сопутствующую инфраструктуру, которые будут обслуживать от 50 до 70 человек. Малые НПЦ запустятся в 36 регионах, уточнил собеседник «Ведомостей».

На проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2023» в августе 2023 г. впервые было объявлено о создании первого регионального НПЦ в Самарской области. Центр будет заниматься общей координацией деятельности кластера БАС, отвечать за проведение научных исследований, разработку и адаптацию технологий, серийное производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и их структурных элементов – электродвигателей, драйверов управления, винтов, корпусных изделий и авионики, говорилось на мероприятии.

НПЦ в Самарской области был выбран как наиболее проработанный проект, объясняет заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков. Местные власти вовлечены в развитие беспилотников, поэтому помимо НПЦ вводится экспериментально-правовой режим (ЭПР), строятся производственные мощности для создания грузовых, сельскохозяйственных дронов, проектируется маршрутная сеть с использованием цифровой платформы, а также региональный ситуационный центр для мониторинга полетов БАС, перечисляет он.

От Балтики до Японского моря

Петербург будет специализироваться на разработке ПО, искусственном интеллекте, связных технологиях, системах управления безопасностью полетов, а также вести исследования и разработки в сфере аэродинамики, двигателей и распределенных силовых установок, говорит один из источников в компании – разработчике беспилотников. На площади в 18 600 кв. м расположится НПЦ, из регионального бюджета на эти цели выделят 2,56 млрд руб., а ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 г. Томская область будет делать упор на серийное производство критических комплектующих для производства БАС (средства связи и управления, автопилоты, композитные детали, системы спасения), добавил собеседник.

В 2025 г. крупные НПЦ появятся также в Новосибирской, Рязанской и Сахалинской областях, Татарии и Башкирии, а в 2026 г. – в Тульской и Нижегородской областях и Севастополе, говорит собеседник в другом производителе дронов. На 2025 г. запланировано создание шести малых НПЦ, на 2026 г. – еще девяти малых НПЦ, а на 2027 г. – уже 21 малого НПЦ, в том числе в ЛНР и Запорожской области.

Каждый из НПЦ будет иметь свою специализацию, добавляет собеседник. К примеру, НПЦ в Великом Новгороде займется созданием средств обнаружения, управления и радиоподавления дронов. На Сахалине будет НПЦ, в котором школьников будут обучать беспилотию, а центр в Севастополе сфокусируется на сервисном обслуживании средних и тяжелых транспортных БАС.

Выбор крупных НПЦ логичен, полагает эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин. В Санкт-Петербурге будет запущен ЭПР в сфере городской аэромобильности, который позволит дронам летать в городской черте, в Томске есть сильная производственная база для выпуска беспилотников, а Самара, скорее всего, проявила «политическую проактивность», допускает он.

Опорными с точки зрения разработки и серийного производства дронов могли бы стать города-миллионники с развитой промышленностью, такие как Казань, продолжает Ряшин. Также это могут быть регионы, где есть действующие ЭПР, например ХМАО и ЯНАО. А на Дальнем Востоке нужен свой отдельный центр, потому что производители с Дальнего Востока немного оторваны от Центральной России, считает эксперт.

Выбор пал на указанные регионы, поскольку там есть производители, производственные площадки и учебные заведения, способные дать нужное количество специалистов, подчеркивает гендиректор компании «Флай дрон» (участник рынка НТИ «Аэронет») Никита Данилов. Соответственно, объем средств, заложенных на создание НПЦ, вполне достаточен, считает он. К этим регионам стоит добавить столичный НПЦ в Рудневе, который уже является опорной точкой для беспилотной отрасли, а еще одним важным регионом мог бы стать Новосибирск, где имеется вся упомянутая инфраструктура и кадры.

Винты, батареи, автопилоты

Достаточность 4,8 млрд руб. будет зависеть от того, что на эти деньги будет построено, рассуждает Ряшин. Если речь идет о производственных площадках типа «Руднево», где есть ангары, куда можно заехать, оборудовать пространство самостоятельно и начать работать, то средств хватит, говорит он. Если же в рамках этих НПЦ будут создаваться еще и лаборатории, бесплатные для компаний-производителей, с дорогостоящим испытательным оборудованием, то их может быть недостаточно, считает эксперт. Но, по его мнению, вероятнее всего, в данном случае речь идет именно о производственных мощностях определенной специфики.

В части коптеров важнее всего отладить производство винтомоторных групп, т. е. начать делать свои моторы, пропеллеры, отмечает Ряшин. Также нужна своя электроника, включая полетные контроллеры, регуляторы моторов, автопилоты и проч., требуются аккумуляторные батареи, говорит он. Для беспилотников самолетного или вертолетного типа важно наладить собственное производство двигателей и электроники, указывает он. Среди ключевых категорий комплектующих отрасль остро нуждается в литиевых батареях и двигателях, добавляет Данилов.

При формировании НПЦ важно предусмотреть возможность прихода в центры не только крупных производителей, но и маленьких компаний – так называемых гаражистов, которые уже сейчас в опытном порядке производят что-то нужное для отрасли и применимое в перспективе для серийного производства, отмечает Данилов. Для них в рамках НПЦ должны быть запущены адресные программы поддержки. А также следует предусмотреть возможность «легального обхода» запретов на полеты через летно-испытательные комплексы, аффилированные с производством, и программы ЭПР, заключил он.