Над светотехникой проведут добровольный эксперимент по маркировке

Это призвано усилить борьбу с контрафактом
Максим Стулов / Ведомости

Светотехнику и другие радиоэлектронные компоненты начнут маркировать: постановление правительства о проведении эксперимента по маркировке некоторых видов радиоэлектронной продукции с 1 декабря 2023 г. по 28 февраля 2025 г. было опубликовано 27 ноября на сайте правовых актов. Помимо светотехнической продукции в перечне наименований, подлежащих маркировке, указаны выпрямители, преобразователи, штепсели и розетки, реле на напряжение не более 1000 В, соединители и контактные элементы, пульты, панели, консоли и др., указано в постановлении.

Участие в эксперименте будет добровольным, говорится в документе. Это позволит протестировать технологии нанесения на товары средств идентификации, отработать порядок взаимодействия участников рынка с системой маркировки и принять решение о целесообразности введения обязательной маркировки светотехнической продукции и ее компонентов. Коды маркировки будут предоставляться производителям и другим участникам оборота продукции на безвозмездной основе. Оператором выступит Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

ЦРПТ полностью готов провести этот эксперимент и технически, и технологически, подтвердил его представитель. «Это тем более важно, что его инициатором выступил бизнес: одни из крупнейших производителей и ассоциаций в России. Сейчас у них есть проблема: некоторые компании везут светотехнику из других стран, перепаковывают и выдают за российскую. На этом основании выигрывают тендеры на госпоставки. В итоге господдержка уходит серому бизнесу, а российские производители не получают стимулов для развития. Маркировка уже зарекомендовала себя в других отраслях, данный рынок она тоже позволит эффективно обелить», – сказал заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий – Оператор государственной системы маркировки «Честный знак» Реваз Юсупов.

Еще до объявления эксперимента по маркировке почти 40 компаний отрасли, в том числе крупнейшие, выразили готовность к участию в нем. На семи предприятиях прошло изучение производства и технической возможности маркировки, добавил он.

В России внедряется национальная система цифровой маркировки продукции «Честный знак», оператором которой является ЦРПТ. Сейчас обязательной маркировке уже подлежат молочная продукция, лекарства, обувь и верхняя одежда, шины и покрышки, духи, фотокамеры, табачные изделия, пиво и другие товары.

Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС, объединяет более 70 российских компаний) уже более трех лет выступала за ускорение процесса по распространению эксперимента по маркировке и на светодиодную отрасль. Помимо борьбы с контрафактом введение маркировки решает еще как минимум две задачи государственной важности, объясняет генеральный директор АПСС Ольга Грекова. «Во-первых, правительство получает реальную информацию о ситуации на рынке, на основании которой можно оперативно вырабатывать меры по поддержке отечественных производителей. Во-вторых, маркировка позволяет выявлять схемы ухода от налогов, что в конечном счете увеличивает наполняемость бюджета», – сказала она.

В феврале 2021 г. правительство утвердило стратегию противодействия незаконному обороту промышленной продукции, рассчитанную на пять лет, напоминает Грекова. Эксперимент по введению маркировки будет проводиться во исполнение этой стратегии, добавляет она.

На российском рынке светодиодов продукция из КНР занимает более 95%, оценивает вице-президент по развитию производства GS Group Федор Боярков. В зависимости от размеров и типа корпуса китайские светодиоды дешевле в 1,5–8 раз, добавляет он. «Это объясняется простым расчетом: доля российского рынка светодиодов – не более 1% от мирового. Если потребность в отечественных светодиодах будет расти за счет эффекта масштаба, то и стоимость их будет уменьшаться. Если бы производители светотехники добросовестно исполняли требования законодательства, то объемы производства могли бы увеличиться в 5–6 раз», – говорит он.

Ранее производители электронной продукции предлагали правительству ввести отчетность по соблюдению требований о минимальной обязательной доле закупок отечественной светотехники и счетчиков электроэнергии, а также установить штрафы за их невыполнение, писали «Ведомости» в конце октября 2023 г. Об этом говорилось в письме Ассоциации предприятий в сфере радиоэлектроники, IТ, цифровых инноваций и инжиниринга (в состав участников входят производитель электроники GS Group, производители конечной электронной продукции, электронной компонентной базы в светотехнической и измерительной сферах).

Правительство в феврале 2023 г. ввело минимальную долю закупки отечественной продукции в 90%, но отчетность по соблюдению квот и ответственность за их нарушение не были установлены, отмечали авторы письма. Все это приводило к тому, что нередко под видом товара из России на торги заявляется оборудование, не включенное в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции либо при исполнении контракта в партию включаются иностранные приборы, говорилось в обращении. Как правило, используются для замены компоненты китайского происхождения, поскольку они значительно дешевле российских аналогов.

Практика использования китайских светодиодов вместо российских существует, подтверждает независимый эксперт в области светотехники Алексей Васильев. По его словам, известны случаи, когда потребитель хочет выиграть гостендер – и производит небольшую партию светильников, в которых стоят отечественные светодиоды, но крупносерийный выпуск осуществляет уже с китайскими аналогами. Тогда как маркировка позволит решить проблему контрафакта, говорит эксперт.

Маркировка – хороший метод, но она решит проблему с контрафактом только частично, полагает вице-президент по связям с органами власти и развитию бизнеса GS Group Сергей Долгопольский. «По-настоящему эффективной она будет только в совокупности с системой прослеживаемости, где можно увидеть всю цепочку перемещения отечественных компонентов для предотвращения смешивания их с китайскими аналогами в конечном продукте. Мы надеемся, что в ходе эксперимента получится найти идеальное решение, которое позволит снизить долю контрафактной продукции на рынке», – заключил он.