«Роснефть» запустила собственного корпоративного сотового оператора

Он будет работать на отечественном оборудовании
Евгений Разумный / Ведомости

НК «Роснефть» создала корпоративного оператора сотовой связи «РН-связь». Об этом 7 декабря на днях IT Международной выставки-форума «Россия» сообщил руководитель службы информационных технологий «Роснефти» и генеральный директор IT-интегратора «Сибинтек» Юрий Попов. Реализовывать проект будет непосредственно «Сибинтек».

По словам Попова, в течение ближайших нескольких лет «РН-связь» будет работать по модели full-MVNO, т. е. виртуального мобильного оператора, не имеющего своего частотного ресурса.

Запуск собственного корпоративного оператора «РН-связь» связан с высокими требованиями «Роснефти» к информационной безопасности, пояснил «Ведомостям» Попов. Сотовая связь будет работать в стандартах 2G и 4G, уточнил он. Компания будет самостоятельно строить инфраструктуру узлов связи на отечественном оборудовании и работать с несколькими федеральными операторами, отметил он.

В перспективе корпоративный оператор будет объединен с сетью Private LTE (pLTE, выделенная 4G-сеть для предприятия), которая будет реализована на 20 объектах «Роснефти», пояснил директор по связи и базовой инфраструктуре «Сибинтека» Денис Кривенцев.

Сейчас интегратор начинает строительство собственных узлов связи с использованием оборудования отечественного производства. Партнеров Попов не назвал, но озвучил, что это продукция «крупных российских телекоммуникационных компаний, так и госкомпаний, которые выпускают IT-оборудование». Проект pLTE уже запущен в вахтовом городке нефтяного терминала «Бухта Север» на проекте «Восток ойл».

В ближайшие годы проект pLTE масштабируют и на другие производственные объекты компании. Это позволит реализовать полноценные сервисы передачи данных и голоса, производственную радиосвязь Push-to-Talk, сервисы контроля параметров жизнедеятельности персонала, контроль наличия средств индивидуальной защиты и др., перечислил Кривенцев.

Обеспечение 20 объектов связью pLTE означает, что базовые станции могут предоставлять операторы связи или компания будет закупать их самостоятельно, но при обоих вариантах они будут принадлежать заказчику, пояснил генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Скорее всего, в собственности компании уже находится несколько десятков базовых станций (для покрытия одного завода нужно поставить 1–2 базовые станции).

Для того чтобы прийти к модели full-MVNO, «РН-связь» будет покупать биллинговые услуги и трафик у операторов и направлять в свою сеть, а телекомоборудование – напрямую у российских производителей, продолжает Кусков.

Создание собственного оператора может быть экономически оправданно в тех случаях, когда есть большое количество подразделений с большим штатом сотрудников по всей территории России, отмечает Кусков. Если корпоративный оператор будет обслуживать не только сотрудников «Роснефти», но и использоваться в интернете вещей, то компании может понадобиться до миллиона sim-карт, говорит Кусков. По его оценкам, учитывая федеральную разрозненность структур «Роснефти», запуск собственного оператора будет на 10–15% дешевле, чем закупка полного пакета услуг у одного из операторов связи.

Напротив, по мнению генерального директора ComNews Леонида Коника, в общем случае затраты на развертывание и эксплуатацию частной сотовой сети (в пересчете на одну базовую станцию) будут больше, чем если бы корпорация воспользовалась услугами коммерческого оператора мобильной связи. Но промышленные (прежде всего добычные) компании в России часто расположены в отдаленных местах, где сотовых сетей просто нет, указывает он. Кроме того, промышленные корпорации в высшей степени требовательны к безопасности информации в сетях связи, что и подталкивает их к созданию частных сетей, объясняет эксперт.

«До 2022 г. крупные компании получали базовые станции pLTE в собственность через операторов связи, которые вели оптовые закупки иностранного оборудования, – говорит Кусков. – После того как крупные зарубежные вендоры ушли с российского рынка, такая необходимость отпала, и ставить оборудование можно только отечественных производителей, которые могут продавать базовые станции хоть по одной штуке. Запуск собственного оператора позволит вести закупки напрямую у производителя».

Отечественные производители телекомоборудования пока не научились выпускать базовые станции огромными партиями, но для частных сетей нужны десятки или максимум сотни единиц оборудования – с такими количествами российские вендоры работать умеют, согласен Коник. Среди таких российских производителей он назвал «Лабораторию инфокоммуникационных сетей» с комплексной системой связи LTE, «Райтек» и «Триалинк груп» (обе создали отечественные решения для сетей pLTE), а также «Тенет».

По мнению Коника, для охвата объектов переработки (в силу их компактности) подойдут любые доступные частоты, а для радиопокрытия месторождений наиболее эффективны низкие частотные диапазоны (700–900 МГц): они позволяют обойтись меньшим количеством базовых станций.

Частные сети LTE вошли у крупного российского бизнеса в моду, указывает Коник. По данным ComNews Research, в стране уже около 60 pLTE-сетей. При этом выделенного оператора для их эксплуатации создали единичные корпорации, в основном из нефтегазового сектора. Остальные предпочитают пользоваться ресурсами сотовых операторов, отмечает Коник. В перспективе подобные проекты могли бы запускать и транспортно-логистические компании, например РЖД, «Аэрофлот» и др., заключил Кусков.