Самым скачиваемым в России в 2023 году стало приложение Wildberries

Но чаще из Google Play и App Store в нашей стране загружали VPN-сервисы
Андрей Гордеев / Ведомости

Россияне в 2023 г. чаще всего скачивали в магазинах приложений Google Play и App Store VPN-сервисы. Топ самых популярных приложений возглавил маркетплейс Wildberries, который опередил прошлогоднего лидера – мессенджер Telegram. Такую статистику «Ведомостям» предоставил представитель международной исследовательской компании data.ai. Данные подтвердил представитель аналитической платформы Sensor Tower.

Как уточнил представитель data.ai, в статистике учитывалась оценка новых (первых) загрузок на устройства за 2023 г. без учета обновлений и повторных скачиваний того, что ранее было удалено с телефона. Российский рынок мобильных приложений остается шестым по размеру в мире: он вырос на 1% в общем объеме скачиваний (игровые и неигровые приложения) из App Store и Google Play, согласно ежегодному отчету State of Mobile 2024 от data.ai. За 2023 г. пользователи из России скачали приложения около 5,6 млрд раз.

Категория VPN-сервисов в 2023 г. в России выросла на 3% до 160 млн скачиваний, следует из данных data.ai. В топ-20 по числу скачиваний в этой категории в российских сегментах сторов вошли Planet VPN, VPN by Stolitomson VPN и VPN Master, следует из статистики data.ai.

Многие иностранные соцсети остаются недоступны, чем объясняется скачивание приложений, говорит руководитель проектов компании EvApps Дмитрий Ентин.

Мессенджеры в 2023 г. скачали в России 86,7 млн раз, а онлайн-кинотеатры – 71 млн раз, что на 15% больше, чем в 2022 г., следует из данных data.ai. Мессенджер от VK в рейтинге по числу скачиваний поднялся на 140 позиций до 12-го места. При этом финансовые и музыкальные приложения показали отрицательную динамику: количество установок таких приложений сократилось на 17% до 134 млн и на 5% до 68,9 млн соответственно.

Wildberries в 2023 г. лидировал в РФ по количеству загрузок, приложение в Google Play и App Store скачали 29,7 млн раз, говорится в статистике Sensor Tower. Data.ai не раскрывает данных по отдельным приложениям, но указывает, что на четыре основных российских маркетплейса (Wildberries, Ozon, «Мегамаркет» и «Яндекс маркет») пришлось 63 млн загрузок в 2023 г., что на 33% больше, чем в 2022 г.

На 2-м месте, по данным Sensor Tower, оказался Telegram с 26 млн скачиваний в обоих магазинах, следом за ним идет доска объявлений «Авито» с 20,67 млн загрузок. Китайскую соцсеть TikTok российские пользователи установили 20,62 млн раз, несмотря на то что с марта 2022 г. TikTok ограничил доступ к приложению россиянам: пользователи не могут смотреть иностранные ролики и загружать новые без VPN. На 5-м месте по числу скачиваний в 2023 г. был маркетплейс Ozon, который российские пользователи скачали 20 млн раз.

Во многих странах один или несколько крупных интернет-магазинов общего профиля лидируют по скачиваниям, поэтому ситуация с Wildberries в России неудивительна, отмечает независимый эксперт Сергей Сигитов. По словам Ентина, популярность Wildberries, соизмеримая с Telegram, растет параллельно с ростом количества онлайн-покупок на платформе.

TikTok по-прежнему занимает лидирующую позицию среди соцсетей, так как российские площадки все еще находятся в фазе становления и первоначального набора аудитории, считает Ентин. Несмотря на ограничения для российских пользователей, обойти их можно с помощью VPN и модов (доработанных версий приложения с измененной локацией или отключенной функцией блокировки), перечисляет он. Кроме того, использование eSIM помогает выйти из «пузыря» старого контента в российском регионе, отметил директор продукта в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов.

TikTok все еще функционирует и в нем достаточно контента, хоть и старого, а часть пользователей это устраивает и они загружают приложение, для этого не нужен VPN, полагает Перов. Действительно, соцсеть не снижает присутствие в России, поскольку сама компания не уходила из российских магазинов приложений, как сделали другие крупные иностранные компании, такие как Tinder, Badoo и др., говорит Сигитов.

Мессенджеры выбились вперед на фоне ограничения западных социальных сетей, говорит представитель data.ai. К тому же с 2022 г. в России продолжается импортозамещение корпоративных мессенджеров, установки которых стимулируют сотрудники организаций, говорит Перов. Более того, мессенджеры чаще всего остаются на телефоне в течение всего жизненного цикла устройства, а маркетплейсы пользователи зачастую удаляют и устанавливают по необходимости, чтобы освободить память смартфона, добавил он.

Скачивание приложений онлайн-кинотеатров растет за счет отсутствия зарубежного контента, который есть только в теневом сегменте интернета, а также увеличения количества российских original-проектов, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Онлайн-кинотеатры показали положительную динамику в связи с выходом ряда популярных отечественных сериалов и кинокартин, согласен представитель data.ai.

Финансовые приложения показали падение за счет изъятия из магазинов приложений App Store и Google Play популярных банковских и платежных сервисов, а музыкальные – на фоне ухода с рынка западных стриминговых платформ, уточнил представитель data.ai. Стриминги же, такие как «Звук» и «Яндекс музыка», «VK музыка», наоборот, были загружены еще в 2022 г. после ухода Spotify и нет большого количества новинок для скачиваний в 2023 г., добавил Кусков.