Затраты геймеров в России на компьютерные игры в 2023 году выросли

Почти четверть всех трат прошла через посреднические сервисы
Максим Стулов / Ведомости

Российские геймеры за 2023 г. потратили на компьютерные игры и внутриигровые товары 161 млрд руб. Об этом «Ведомостям» рассказала операционный директор онлайн-школы геймдева XYZ School (часть Ultimate Education) Эмма Юсова. По оценкам XYZ School, около 106 млрд руб. прошло через официальные каналы, а оставшиеся 55 млрд руб. (24%) – через посреднические сервисы, например KupiKod, где продаются ключи активации от различных игр и внутриигровые товары.

Представитель XYZ School уточнил, что большая часть денег была потрачена на однопользовательские игры. В топ самых популярных игр у россиян вошли Atomic Heart, Hogwarts Legacy, Baldur’s Gate 3.

Такие данные XYZ School получила в результате опроса, в котором приняли участие 1400 российских геймеров. Геймерами в ходе опроса считались те, кто ответил, что играет в видеоигры более пяти часов в неделю, таких, по данным компании, в России 25–26 млн человек. По результатам исследования получилось, что каждый такой игрок за предыдущий год в среднем потратил 6440 руб. Но важно учитывать тот факт, что часть геймеров «пиратит контент, а не тратит деньги на его покупку», говорит Юсова.

Представитель школы уточнил, что в исследовании также учитывали и траты людей, которые играют меньше, но тоже покупают игры. «К примеру, выход игры Hogwarts Legacy побудил многих не геймеров купить игру и играть в нее», – отметил он.

Оценка российского рынка видеоигр в 161 млрд руб. близка к истине, считает сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. Это все в основном касается free-to-play игр со встроенными внутриигровыми покупками, добавляет сооснователь Watt Studio Егор Томский. В 2021 г. объем российского рынка оценивали примерно в $2,8 млрд, говорит Сахнов.

В 2021 г., по данным разработчика и паблишера My.Games, совокупный объем российского рынка видеоигр достиг 177,4 млрд руб. (за 2022 г. аналогичного исследования не проводилось). На игры для ПК пришлось 48% от этой суммы, или 85 млрд руб.

24%

достигла доля посреднических сервисов на рынке компьютерных игр в 2023 г. Через них за год российские геймеры провели около 55 млрд руб. За первые три квартала 2023 г. доля посредников составляла 21%

Но, по мнению генерального директора Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василия Овчинникова, российский видеоигровой рынок после 2022 г. снизился на 50% и составляет чуть больше $1 млрд в год (88,7 млрд руб. по курсу ЦБ на 19 января. – «Ведомости»). Из-за введенных ограничений появилась тенденция повышения спроса на физические носители с играми некоторых консолей, отмечает эксперт.

Выручку издателей игр за 2022 г. оценить трудно из-за большого количества новых каналов платежей, возникших как обход санкционных ограничений, поясняет Сахнов. «Я видел оценки объема рынка за 2022 г. примерно в 150 млрд руб. Но к любым подобным цифрам стоит относиться с долей сомнения, так как точная оценка сейчас невозможна», – говорит он.

Введенные в 2022 г. в отношении банковского сектора санкции сказались на объеме платежей, но никак не отразились на желании россиян играть в игры, отмечает Сахнов. Напротив, число геймеров постоянно увеличивается. Параллельно с этим продолжает расти и доля серого сегмента, возникшего из-за санкционных ограничений, и сейчас, по оценкам эксперта, он может достигать 50 млрд руб.

Серый рынок занимает существенную часть в сегменте премиальных игр, отмечает Томский. Там распространены перекупки ключей в Steam и очень развито пиратство, пояснил он. «Мы не видели такой доли продаж в теневом сегменте, наверное, с конца 90-х – начала 2000-х. В 2024 г. он замедлит свой рост, так как быстро вышел на плато, покрыв потребность в покупках для большинства россиян», – считает Сахнов.

Впрочем, российская игровая индустрия постепенно адаптируется к кризису. Разработчики ищут выходы на новые рынки, посредники предлагают все новые пути обхода ограничений, а российские площадки постепенно набирают свою аудиторию, рассуждает Сахнов. Например, RuStore и VK Play показали рост не только числа игроков, но и запущенных там игр и приложений, говорит он. «Ведомости» направили запросы в эти компании.

По официальным данным VK, число пользователей магазина приложений RuStore на октябрь 2023 г. составило 22,5 млн. В VK Play на тот момент было зарегистрировано 33,7 млн аккаунтов, а средняя месячная аудитория проекта за девять месяцев 2023 г. составила 13,6 млн пользователей.

Доля посреднических сервисов будет расти, добавляет Томский: для многих игроков это удобно и там регулярно бывают скидки для привлечения клиентов. Но пока в России формируется рынок площадок цифровой дистрибуции, серый рынок продолжит расти, несмотря на введенные ограничения, считает Овчинников.

По оценкам Сахнова, в 2024 г. текущий объем российского рынка вырастет примерно на 4–5%. По словам Юсовой, 2023 год характеризовался более умеренным количеством крупных высокобюджетных проектов (класса AAA). «Это не означает, что тренд на выпуск высококачественных видеоигр полностью исчезнет, темп выпуска новых релизов замедлится. Это позволит небольшим студиям и независимым разработчикам привлечь больше внимания к своим проектам», – объяснила она.