Из-за санкций разработчики могут потерять доступ к библиотекам открытого кода

Могут также возникнуть сложности со счетами в иностранных банках, наймом сотрудников и открытием офисов за рубежом
Библиотеки открытого кода вынуждены будут закрыться для подсанкционных компаний/ Максим Стулов / Ведомости

Структуры крупнейших российских IТ-компаний, интеграторов и разработчиков телекомоборудования 1 мая пополнили санкционный SDN-list (черный список) минфина США. Под ограничения попали ГК «Астра», «Ланит», часть группы компаний IBS («IBS экспертиза», «IBS софт», «IBS ИТ услуги», «IBS инфинисофт»), «Сисофт девелопмент», «Скала-Р», «Протей СТ» и др. Кроме того, санкционные ограничения были введены в отношении разработчиков решений для кибербезопасности «Аладдин» и Secret Technologies, а также разработчика средств оцифровки документов корпорации ЭЛАР. «Ведомости» разбирались, какие трудности могут возникнуть у IТ-компаний из-за санкций США.

Сами компании официально комментировали санкции, скорее, в оптимистическом тоне и даже гордились таким успехом. Введение санкций в отношении ГК «Астра» ничего не меняет и на бизнесе это никак не скажется, заявил «Ведомостям» представитель компании. «Мы не рассматриваем страны ЕС и США в качестве ключевых направлений для зарубежной экспансии. Мы продолжаем развивать технологический стек российского ПО, способный заменить западные решения на российском рынке и рынке дружественных стран, – говорит собеседник. – Случившееся, на наш взгляд, является лишь очередным подтверждением того, что наша деятельность действительно имеет огромное значение для страны».

«Санкции против нас – это бессильная злоба и обида за потерю рынка крупнейшими компаниями США и отсутствие существенных отрицательных последствий от санкций для наших проектов строительства, – рассказал «Ведомостям» исполнительный и технический директор «Сисофт девелопмента» Игорь Орельяна Урсуа. – В конце концов, это, безусловно, высокая оценка наших достижений как IТ-компании».

По словам представителя IBS, включение компании в санкционный перечень США незначительно повлияет на текущие проекты и планы по развитию. «IBS по-прежнему будет выполнять все свои обязательства в рамках заключенных договоров с клиентами», – добавил он.

Ограничения, введенные в отношении «Протей СТ», на деятельность компании никак не повлияют, заявил ее представитель. Представитель «Ланита» отказался от комментариев. «Ведомости» направили запрос в «Скала-Р» и «Аладдин».

Юристы и эксперты тем не менее видят определенные риски и последствия попадания юрлиц в SDN-list.

Включение в санкционный список американского минфина подразумевает блокирование коммерческих взаимоотношений с компаниями из США и иными зависящими от них лицами, это повлечет за собой сложности в продаже продуктов под угрозой крупных регуляторных штрафов США, объясняет управляющий партнер Nova Ink. Павел Желновод. В данном случае речь идет не только о невозможности заключить или исполнить контракт с компанией в США, но и о том, что обслуживание собственных иностранных счетов в зарубежных банках станет практически невозможным, уточняет советник «МЭФ Legal» Иван Рыбаков. Любые, даже китайские, банки крайне чувствительны к риску вторичных санкций за работу с попавшими в SDN-list компаниями, обращает внимание юрист.

С наймом сотрудников и открытием офисов за рубежом также могут возникнуть трудности, продолжает основатель, управляющий партнер юридической компании «Ковалев и партнеры» Владимир Ковалев. Едва ли иностранные сотрудники и собственники офисов согласятся получать оплату на свои счета в российских банках, а контрагенты рискнут заморозкой активов и вторичными санкциями за сотрудничество с компаниями из SDN-list, полагает Рыбаков. Американским законодательством предусмотрены суровые наказания за нарушения режима санкций – тюремное заключение сроком до 20 лет, миллионные штрафы, обращает внимание управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин.

Для «Астры» (разработчик ОС Astra Linux) препятствием может стать доступ к библиотекам, содержащим открытые коды, обращает внимание Рыбаков. «Значимые библиотеки стремятся ограничить доступ к своим ресурсам для токсичных подсанкционных лиц», – отмечает он.

Возможность «Астры» продолжать использовать open-source в своих программных продуктах зависит от того, имелась ли в открытой лицензии, по которой распространялся код, оговорка о праве на расторжение соглашения в случае включения пользователя в санкционный лист, подчеркивает руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Если такой оговорки нет и группа компаний соблюдает условия лицензии, то оснований для «отзыва» используемого открытого кода иметься не будет.

Тем не менее правообладатель открытого кода, если он подчиняется юрисдикции США, будет вынужден прекратить техобслуживание и обновление open-source для подсанкционного лица, подчеркивает Шицле.