«Это шанс, который выпадает раз в поколение»
Почему обогнать конкурентов и первым найти новую золотую жилу в интернете Facebook доверил Дэвиду МаркусуКогда гендиректор Facebook Марк Цукерберг в прошлом году пригласил президента PayPal Дэвида Маркуса на ужин, тот подумал, что речь пойдет о деловом партнерстве двух компаний. Но Цукерберг задумал совсем другое. Он предложил Маркусу сменить команду в 15 000 человек, которыми тот командовал в PayPal, на 200 человек в Facebook и статус вице-президента по коммуникационным продуктам. Это было понижением в должности, но Маркус долго не раздумывал и сразу принял предложение Цукерберга. Шанс, который выпадает раз в жизни для одного человека и раз в жизни в масштабах поколения, – вот был главный аргумент сказать Цукербергу «да», говорит Маркус. Шанс – превратить мессенджер Facebook в новую платформу, которую используют миллиарды людей. Реализацией этих амбициозных планов Маркус занимается уже полтора года. За это время мессенджер Facebook (www.messenger.com) стал самостоятельным продуктом, число активных пользователей выросло с 300 млн до 700 млн человек в месяц – они бесплатно ведут беседы, делают видеозвонки. Почему Цукерберг выбрал именно Маркуса для этого перспективного для компании проекта, осталось за кадром, но Хилл Фергюсон, работавший с ним в PayPal, считает, что у него есть важная черта, которая отсутствует у многих в Кремниевой долине, даже у тех, кто очень умен и способен предвидеть будущее: Маркус – очень основательный человек. Его переход в Facebook тут же стал для всех сигналом, что Facebook намерен сфокусировать значительные силы на развитии мессенджера. Ставка оправдалась.
В числе прочих мессенджер запустил функции, которые позволяют компаниям взаимодействовать с клиентами. В августе Facebook создал сервис под названием M (рабочим названием проекта стало имя «Мисс Манипенни»(Moneypenny) – секретаря главы британской разведки из фильмов про Джеймса Бонда). Это виртуальный помощник на базе системы искусственного интеллекта, который способен выполнять различные задачи, экономя время звонящего, – от организации праздничных торжеств до обзвона компаний и организаций по разным вопросам – ремонт и проч. «Система может делать покупки, фиксировать получение присланных подарков, резервировать места в ресторанах, планировать путешествия и встречи», – отметил Маркус в посте на Facebook.
Facebook позже своих конкурентов вступил в борьбу виртуальных персональных помощников, но этот сегмент может определить расстановку сил на рынке онлайновых технологий, подобно тому как в 1990-х гг. судьбу компаний решали браузеры.
Сервис M должен составить конкуренцию таким персональным помощникам, как Siri компании Apple и Cortana компании Microsoft, снабженным голосовым интерфейсом и функцией распознавания речи. Если новый сервис Facebook станет основным инструментом поиска в сети для 1,5 млрд пользователей компании по всему миру, то это заметно усилит позиции социальной сети в конкуренции с Google на рынке устройств на базе Android, считают аналитики.
Cмайлик ниндзя
Сидя в личном конференц-холле в штаб-квартире Facebook под плакатом с изображением сердитого антропоморфного гамбургера-смайлика, который может быть передан с помощью мессенджера, Маркус признается, что его нынешняя работа сильно отличается от того, что он делал в PayPal.
«Управляя PayPal, я сильно менял культуру компании с численностью более 15 000 человек, – вспоминает он. – Это было не так легко: приходилось тратить 90% энергии и времени именно на демонтаж культуры». В PayPal он однажды отругал сотрудников за то, что они не установили собственное мобильное приложение, – вряд ли такое может случиться в Facebook, где все с энтузиазмом продвигают социальную сеть как образ жизни.
Любимый смайлик Маркуса – ниндзя: он часто посылает этот символ команде, когда они добиваются хороших результатов. И сам он часто ходит на работе в футболке с изображением мессенджера. Сегодня он, правда, пришел не в футболке: на нем голубая рубашка, темные джинсы и дорогие (это видно с первого взгляда) ботинки.
Маркусу нравится, что Facebook возвращает его к духу предпринимательства: экспериментировать с новым продуктом с помощью небольшой проворной команды в 200 человек кажется ему естественным, тем более что за спиной есть ресурсы одной из крупнейших в мире технологических компаний.
«Здесь я трачу 90% времени на то, чтобы сделать самый продвинутый продукт, который даст людям новые возможности, а не на то, чтобы придумать цели и затем решать, как их реализовать», – говорит он.
Hello, money!
«Мобильным сервисам мгновенных сообщений нужны новые конструктивные особенности: платежные сервисы, каналы связей клиент – клиент и продавец – клиент и игровые возможности позволят получить канал монетизации с помощью комиссии за продажи и сервисы», – отмечает соучредитель сofite.ru Александр Яковлев. В Азиатском регионе уже год назад началась борьба между мессенджерами Line, WeChat и WhatsApp за эксклюзивные контракты с ведущими интернет-магазинами, Alibaba разработал свой мессенджер Trademanage, отмечает он: «Объединения общения с шопингом позволяют монетизировать мессенджеры не только за счет оплаты продвижения каких-то товаров и услуг, в ближайшие годы доходы компаний [от реализации новых идей] могут увеличиться в разы». ... Одним из интересных направлений сегодня является корпоративный мессенджинг – отдельный сервис с понятной и прозрачной финансовой моделью использования, отмечает основатель компании 4talk Сергей Кравцов. Видны тренды платного облачного использования для групп пользователей и компаний, которые позволяют создать закрытую инфраструктуру общения – как внутрикорпоративную, так и для любых сообществ, правительства тоже активно изучают возможности по внедрению таких решений, продолжает он: «Пока решения не доведены до массового использования, но в течение ближайших нескольких лет мы увидим на рынке и новых игроков, изменения стратегий у существующих. Главный драйвер появления новых решений – заказ на наличие контролируемых закрытых мессенджеров».
Как это работает
У виртуального помощника М хороший потенциал, уверен Маркус. Сейчас его тестируют несколько сотен жителей Bay Area в Сан-Франциско. Например, для того, чтобы решить проблему отбуксовки сломанного автомобиля или поиска помощника по уходу за ребенком. Некоторые эксперты считают, что М способен стать альтернативой существующих поисковиков.
Интересно, как люди, которые не работают в технологических компаниях, умеют вешать яркие ярлыки на вещи, которые мы представляем более скромно, говорит Маркус. Но он соглашается, что у компании действительно «большие амбиции». Маркус говорит, что сейчас его задача – найти совершенно новый подход к искусственному интеллекту. В отличие от конкурентов Siri и Cortana, в М для обработки запросов используются оба ресурса – и алгоритм, и команда людей, поэтому помимо простого поиска информации сервис способен осуществлять действия: забронировать столик в ресторане, например.
«Если система мессенджера не уверена, сможет ли она самостоятельно выполнить поставленную задачу, она перенаправляет запрос на сотрудника», – объясняет Маркус. Алгоритм затем корректируется с учетом действий, которые пришлось сделать человеку, и мессенджер становится с каждым днем умнее и умнее, продолжает он. Сейчас знания М формируются лишь за счет информации, сообщаемой пользователем, при этом не задействуются накопленные Facebook гигантские массивы данных. Если Facebook найдет способ использовать эти данные, не нарушая конфиденциальность и не вызывая у пользователей подозрений в слежке, это станет важным преимуществом компании перед конкурентами – другими разработчиками виртуальных помощников.
Маркусу самому нравится использовать сервис M для отправки подарков, в частности цветов. При этом он категорически отвергает предположения, что скоро искусственный интеллект сможет стать умнее человека: «Я думаю, люди еще долго будут принимать участие в этом процессе – очень, очень долго».
Но у него нет сомнений: то, чего пытается добиться Facebook, будет более полезным, чем функции Siri, Google Now или Cortana. Маркус утверждает, что голосовые помощники не очень удобны, но эта функция хорошо масштабируется, в то время как М «чрезвычайно удобен, но не очень хорошо масштабируется». Задача – добиться, чтобы M выполнял обе задачи.
От швейцарских часов до высоких технологий
Работа над искусственным интеллектом слишком далека от того, что Маркус делал на заре предпринимательской карьеры. Он родился во Франции, но рос в Швейцарии. В подростковом возрасте занимался продажами часов Swatch. Большинство его одноклассников сейчас работают в сфере финансов, но он пошел не столь типичным для швейцарского подростка путем: бросил Женевский университет, чтобы создать первую технологичную компанию GTN Telecom, где в конечном счете создал своего рода ноу-хау – предложил клиентам услугу-премиум для sms-голосования в телевизионных шоу, в числе которых Nouvelle Star во Франции и Pop Idol в Великобритании. Он проработал генеральным директором GTN Telecom четыре года и продал бизнес компании World Access (сумма сделки не разглашалась).
В Кремниевую долину он переехал в 2008 г. Это оказалось правильным решением, считает Маркус. Он говорит сейчас по-английски с американским акцентом. «Я всегда считал, что, если вы хотите действительно добиться чего-то большего и завладеть умами, вам надо приехать сюда», – говорит он.
В Кремниевой долине он создал компанию Zong – провайдера для проведения платежей через мобильный. Эту компанию он также продал в 2011 г. и заработал $240 млн, покупателем стала eBay, которая на тот момент владела PayPal. Сам Маркус получил предложение стать вице-президентом PayPal, а позднее стал президентом компании.
Facebook, Inc.
Социальная сеть
Основные акционеры (данные компании на 31 марта 2015 г., голосующая доля): Марк Цукерберг (53,9%), Дастин Московиц (6,2%, по доверенности этим пакетом голосует Цукерберг), Эдуардо Саверин (6,1%).
Капитализация – $294,2 млрд.
Финансовые показатели (девять месяцев 2015 г.):
выручка – $12,1 млрд,
чистая прибыль – $2,1 млрд.
Аудитория (на 30 сентября 2015 г.): 1,55 млрд ежемесячно активных пользователей, 1,39 млрд ежемесячно активных пользователей с мобильных устройств.
Трудно вырастить технологическую компанию в Европе: здесь меньше венчурного капитала, слишком много разных языков и сильная бюрократия, рассуждает Маркус, добавляя, что Великобритания и Берлин – исключения.
Ему хотелось бы, чтобы Европа привлекала больше инноваций в технологии, а не занималась протекционизмом и созданием сложных правил, которые варьируются для каждой страны.
Нынешняя ситуация, к сожалению, должна на самом деле убедить местных европейских предпринимателей переехать в США, считает он.
У Маркуса тем не менее нет чрезмерных иллюзий в отношении Кремниевой долины. Его беспокоит, что могут появиться мини-пузыри технологических компаний на стадии финансирования проектов. Оценки перспектив тех или иных компаний, которыми пестрят заголовки газет, на самом деле не столь очевидны, а сами компании не столь прозрачны, предупреждает он: «Я думаю, что публичный рынок является более здоровым средством финансирования, чем частные инвестиции. Оценка некоторых проектов частных компаний в некотором отношении довольно проблематична».
Надо отметить, что Facebook – в числе фаворитов на Уолл-стрит: акции выросли более чем на 150% с начала листинга в 2012 г., а выручка – на 38% до $17,2 млрд в этом году.
С прицелом на монетизацию
Мессенджер Facebook обеспечит новый поток доходов, когда введет платный сервис. Скорее всего, платные услуги будут предложены ритейлерам, которые могут использовать их для прямой связи с клиентами, продвижения товаров и проведения различных акций.
От того, получится ли у мессенджера зарабатывать деньги, зависит и вся бизнес-модель других аналогичных сервисов Facebook. Летом Facebook анонсировал выход версии мессенджера для бизнеса, которая позволит торговым компаниям взаимодействовать с клиентами и даст инструмент для пересылки денег.
Участники рынка внимательно следят за судьбой виртуального помощника М: превращение его в источник дохода не только поддержало бы общий бизнес Facebook, но и стало бы образцом для команды, занимающейся коммерциализацией мессенджера WhatsApp, купленного в прошлом году за $22 млрд. Сейчас WhatsApp действует независимо от его учредителей Яна Кума и Брайана Актона, которые работают неподалеку от Маркуса. «Мы часто встречаемся», – замечает Маркус. Если Маркусу удастся провести монетизацию функций мессенджера, он сможет распространить свои рычаги влияния еще на 1 млрд пользователей WhatsApp. «Надеюсь, мы найдем то, что сработает и станет бизнес-моделью для обоих сервисов, – говорит он. – Но пока это не получается».
FT, 25.10.2015, Екатерина Кравченко