Минобороны хочет получить сверхтяжелый экраноплан к 2020 году

Министерство обороны России вплотную занимается вопросами создания экранопланов и ставит перед разработчиками цель создать сверхтяжелую платформу, сообщил в среду в ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин.

"Думаю, к 2020 г. мы получим платформу с грузоподъемностью до 240-300 т полезной нагрузки", - сказал он.

Кожин признал, что эксплуатация экранопланов связана с определенными рисками, поскольку они действуют на границе двух сред - воздуха и воды. Одна из главных проблем, сдерживающих разработку подобных машин, - отсутствие надлежащей юридической базы. "Необходимо согнать воедино морской и речной регистры, а также воздушный кодекс", - отметил генерал.

Кожин убежден, что экранопланы с малой грузоподъемностью - 10-20 т - не нужны, поскольку они будут проигрывать вертолетам. "Экранопланы нужны не для рек. Это океанский и морской транспорт", - уверен он.

По словам Кожина, в ВМФ приняли концепцию создания экраноплана по модульной схеме, что подразумевает его многофункциональность. То есть он будет использоваться как ударное и транспортное средство. "Нас понимает ЦКБ им. Алексеева, - отметил генерал.  - Наш перспективный экраноплан будет садиться как на взлетно-посадочную полосу, так и на воду".

Самый большой из когда-либо построенных экранопланов - "Каспийский монстр" - имел максимальную взлетную массу 544 т. Особенности физического принципа приземного "экрана" таковы, что с точки зрения минимальных эксплуатационных расходов наиболее выгодны крупные аппараты.