В Минэкономики разработан проект «русской Alibaba» – «Коммерсантъ»

Проект создания интернет-площадки для экспорта российских товаров разработан в Минэкономики по поручению президента Владимира Путина. Документ под названием «Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках» описывает критерии, которым должен отвечать проект, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на разработку ведомства. Интернет-площадка должна создавать «единую среду экспортера», объединяющую в системное решение «продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны».

Компания-агрегатор должна представлять собой «одно окно» для выхода российских производителей на мировые рынки. В пример разработчики приводят «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. Предполагается, что российские площадки будут интегрироваться с зарубежными аналогами, такими как AliExpress, Amazon, eBay, JD.com «в целях продвижения российских товаров на международные рынки». Ответственным за формирование пула экспортеров станет Российский экспортный центр (РЭЦ).

Экспортеры будут иметь доступ в «личный кабинет» на портале и получат возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки ЭКСАР, Росэксимбанка, который перейдет под контроль РЭЦ, или других подключенных агрегатором организаций. От прямого участия в спорах экспортеры будут избавлены - для разрешения конфликтов предлагается создать специальную площадку по примеру AliExpress. Деньги от реализации товаров будут поступать на счет агрегатора в банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты налогов и сборов. Площадка также сможет выполнять функцию налогового агента.

По данным Минэкономики, объем российского экспорта составляет $497,8 млрд, в нем участвуют 0,28% субъектов малого и среднего бизнеса. По данным Data Insight, объем российского сегмента рынка интернет-ритейла в 2015 г. составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах).

По словам руководителя «Яндекс.Маркета» Павла Алешина, эта площадка может быть использована для экспорта товаров за рубеж, но есть и другие варианты. Гораздо важнее, по его мнению, сейчас «проработать удобные для бизнеса механизмы экспорта». «Юлмарт» готов стать стратегическим партнером государства по созданию и развитию глобальной инфраструктуры для торговли российскими товарами на мировом рынке», — сообщили в компании. Во второй половине 2016 г. компания собирается запустить продажу товаров за рубеж на своей площадке.