Счетная палата обнаружила вывод средств на поддержку кино в офшоры

undefined

Система государственной поддержки отечественного кино является непрозрачной, из-за этого субсидии на создание фильмов уходят в офшорные компании, говорится в бюллетене Счетной палаты. Первым на него обратил внимание РБК.

Отмечается, что в 2017–2019 гг. на поддержку кинематографии из российского бюджета было выделено 22,8 млрд руб. Основная часть этих средств – 78,6%, или 17,9 млрд руб., – пошла на производство национальных фильмов.

Счетная палата указывает, что в состав экспертных советов, отбирающих фильмы для финансирования, входят представители киносообщества, являющиеся при этом крупнейшими получателями субсидий. По мнению контрольного ведомства, это создает риски финансирования из бюджета аффилированных проектов. Также аудиторы считают, что метод отбора заявок надо изменить – сейчас провалы предыдущих картин авторов в прокате не учитываются при распределении субсидий.

Кроме того, аудиторы проанализировали пять реестров документов с отчетностью о расходовании субсидий и выяснили, что средства зачастую перечисляют на счета кинокомпаний, не обязанных предоставлять отчет. До 60% от сметной стоимости российских фильмов были направлены либо в зарегистрированные на Кипре компании, либо в российские организации со штатом ‪от одного до девяти‬ сотрудников.

«В отчете Счетной палаты нет ни слова о выводе бюджетных средств в офшоры. Там приведен пример того, как российская кинокомпания заказывала услуги у зарубежной компании, зарегистрированной на Кипре. При этом в отчете написано, что речь идет о направлении собственных средств организации», – говорится в поступившем в «Ведомости» заявлении Фонда кино.

Законодательство не запрещает заказывать в рамках производственного процесса услуги, например, по созданию компьютерной графики, у организаций – нерезидентов России, напомнил Фонд кино. «Хотя Фонд кино оказывает частичную поддержку производства того или иного фильма, организации кинематографии предоставляют в Фонд реестр расходов на весь бюджет фильма, включая как средства государственной поддержки, так и собственные средства. Таким образом, анализ Счетной палаты затронул не только предоставленные фондом средства, но собственные средства организаций кинематографии», – говорится в сообщении.

Ранее «Ведомости» выяснили, что более половины фильмов, профинансированных с 2015 г. Министерством культуры, зрители в кинотеатрах почти не смотрели.