Как «Аэрофлот» повышает устойчивость бизнеса

Авиаперевозчик замещает западное лизинговое финансирование российскими кредитами и облигационными займами
Ключевые факторы роста «Аэрофлота» – расширение географии хабов и маршрутов
Ключевые факторы роста «Аэрофлота» – расширение географии хабов и маршрутов /Евгений Разумный / Ведомости

Россияне и иностранные туристы продолжают активно пользоваться услугами отечественного воздушного транспорта для перелетов по России и за ее пределы, отмечается в материалах Росавиации.

По данным ведомства, за январь – сентябрь 2025 г. пассажиропоток российских авиакомпаний на международных линиях подрос на 0,7% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 20,4 млн человек. При этом на маршрутах за пределы СНГ показатель вырос на 7,3% до 13,1 млн человек. Количество перевезенных российскими авиакомпаниями пассажиров внутри страны составило 63,3 млн человек, снизившись относительно прошлогодних показателей на 3,8%.

Ранее Росавиация сообщала, что по итогам первых трех кварталов прошлого года пассажиропоток российских авиакомпаний составил 86,2 млн человек, из них на международных авиалиниях обслужено 20,3 млн человек, на внутренних – 65,9 млн.

Таким образом, суммарный пассажиропоток отечественных авиаперевозчиков на внутренних и международных линиях за первые три квартала 2025 г. упал относительно аналогичного периода 2024 г. на 2,9% (с 86,2 млн до 83,7 млн человек).

Пассажиропоток лидера отрасли – группы «Аэрофлот» (помимо одноименной авиакомпании в нее входят перевозчики «Победа» и «Россия») практически не изменился и составил 42,5 млн человек. Причем на международных линиях этот показатель вырос на 3,4% и превысил 9,8 млн пассажиров, отмечается в пресс-релизе Росавиации.

Полет нормальный

Согласно отчетности самого «Аэрофлота» по итогам девяти месяцев 2025 г., опубликованной в начале декабря, пассажиропоток группы на внутренних линиях упал, но в 3,5 раза меньше, чем в целом по рынку, – на 1,1%. И это падение было практически полностью компенсировано ростом международных перевозок: суммарное снижение пассажиропотока составило 0,1%.

При этом заметно, на 2,4%, вырос пассажирооборот, причем также за счет заграничных рейсов. Если на внутренних линиях его увеличение составило 0,1% до 74,7 млрд пассажиро-километров (пкм), то на международных – 6,9% до 39,3 пкм. Средняя занятость кресел на международных рейсах составила 86,7%, что на 0,6 процентного пункта (п. п.) выше прошлогодних показателей, на внутренних – 91,6% (-0,2 п. п.).

Аналитики и инвесторы оценили такую устойчивость. «В текущем году в авиационном сегменте было мало спокойных периодов – ограничения по воздушному пространству, высокая ключевая ставка, сильная база прошлого года, рост расходов на фоне инфляции. Но на этом фоне «Аэрофлот» все же сумел удержать ключевые параметры в зеленой зоне и показать рост там, где это было возможно», – отмечает в своем блоге, опубликованном на сайте Finam.ru, создатель и автор сообщества «ИнвестократЪ» Георгий Аведиков.

Выручка «Аэрофлота» от пассажирских перевозок выросла на 6,6% до 639,5 млрд руб., причем за счет роста выручки от регулярных перевозок (выше прошлогодних показателей на 7,2%). В чартерном сегменте выручка резко упала (на 54,1%), но, поскольку в структуре выручки группы он занимает менее 1%, это не сильно сказалось на итоговых общих показателях. Выручка от грузовых перевозок упала на 3,3% до 23,3 млрд руб. «Для нас важно, что группа смогла добиться роста выручки более чем на 6% в условиях незначительного роста провозных емкостей (предельного пассажирооборота) – на 2,4% за девять месяцев», – комментируют в «Аэрофлоте».

С финансовой точки зрения ситуация на рынке воздушных перевозок сейчас благоприятна для большинства российских авиакомпаний, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Опережающий рост доходов населения относительно стоимости авиабилетов в 2022–2024 гг. привел к тому, что повысились доступность авиаперевозок и спрос на них. Парк воздушных судов в это время не увеличивался. В результате рейсы сейчас выполняются с очень высокой загрузкой – более 90%, что повышает их эффективность. В итоге доходы авиакомпаний, по словам Пантелеева, «с запасом» покрывают их издержки.

«Результаты «Аэрофлота» подтверждают, что компания последовательно достигает ключевых операционных целей, несмотря на высокую нагрузку отрасли и ограниченность международных маршрутов», – пишут в своем обзоре аналитики инвесткомпании «Цифра брокер». Рост выручки при одновременном снижении операционных расходов – сильный сигнал улучшения эффективности, отмечают они.

Также отчетность за девять месяцев показала, что «Аэрофлоту» удалось на 3,9% снизить операционные расходы. В январе – сентябре 2025 г. они составили 532,7 млрд руб. против 554,1 млрд за аналогичный период прошлого года.

«Мы продолжаем реализацию программы сдерживания роста расходов и консервативно подходим к вопросам их увеличения. Темпы расходов стабилизировались и даже немного снизились», – говорит представитель «Аэрофлота». В III квартале, по данным группы, она вышла на уровень расходов, сопоставимый с аналогичным периодом 2024 г., по таким статьям, как оплата труда и амортизация.

Долговая рокировка

Одно из самых существенных отличий в отчетности «Аэрофлота» за девять месяцев 2025 г. от прошлогодней – заметное изменение структуры долговой нагрузки группы. У нее резко – с 44,7 млрд руб. до 157,4 млрд – выросла задолженность по банковским кредитам и облигационным займам. Но одновременно на еще большую сумму – с 642,5 млрд руб. до 450,5 млрд руб. – сократились обязательства по аренде. Общий долг группы на конец сентября при этом снизился на 9,7% относительно конца сентября 2024 г.

То есть фактически «Аэрофлот» заместил часть номинированного в валюте долга перед зарубежными лизингодателями на номинированную в рублях задолженность перед российскими кредиторами, отмечают эксперты. «Значимым достижением прошедших двух кварталов стала реализация нового этапа страхового урегулирования, связанного с флотом иностранных лизингодателей», – сообщил представитель «Аэрофлота».

Страховое урегулирование по 30 воздушным судам группы «Аэрофлот» в этом году проводилось без специальных мер поддержки со стороны государства – за счет средств, привлеченных с рынка, рассказал «Ведомости. Туризму» представитель «Аэрофлота».

«Проблема урегулирования взаимоотношений с зарубежными лизингодателями довольно остро стояла перед многими российскими компаниями, они с 2022 г. активно занимались ее решением, – говорит Пантелеев. – Из крупных помимо «Аэрофлота» можно упомянуть S7 Airlines и «Уральские авиалинии». С финансовой точки зрения найденный выход был удачным для авиаперевозчиков, считает Пантелеев. Активы – воздушные суда – перешли к квазигосударственной «НЛК-финанс», которая получила дешевое фондирование из фонда национального благосостояния. Она, в свою очередь, смогла предложить гораздо более выгодные условия лизинговой части финансирования, чем западные лизингодатели. Проблемой было то, что часть лизингового финансирования пришлось замещать живыми деньгами, привлекаемыми по высоким ставкам у банков и на долговом рынке, но выгодный лизинг перекрывает потери на обслуживание долгов, говорит Пантелеев.

«Снижение чистого долга и стабильный пассажиропоток подчеркивают, что бизнес остается устойчивым и способен поддерживать финансовые ориентиры. В целом отчетность выглядит сбалансированной, а фундаментальная картина по компании остается позитивной», – считают аналитики «Цифра брокера».

Компания выигрывает за счет развития внутренних хабов, расширения маршрутной сети и оптимизации маршрутов, отмечает аналитик «Финама» Кристина Гудым. Ключевой фактор роста, по ее мнению, – расширение маршрутов, рост пассажирооборота, а также проведение сделок по страховому урегулированию, позволяющих повысить финансовую устойчивость при текущих рыночных условиях. «Мы подтверждаем рейтинг «покупать» по акциям «Аэрофлота» по итогам отчетности за девять месяцев 2025 г. с целевой ценой 78,71 руб., что предполагает потенциал роста на 38,1%», – сделала заключение Гудым в начале декабря, после выхода отчетности авиаперевозчика.

«Аэрофлот» завершил процесс урегулирования отношений с иностранными арендодателями по 30 воздушным судам, что привело к списанию обязательств по аренде и резервов и сильно улучшило структуру баланса, отметили в своем обзоре аналитики ИК «Риком-траст». Чистый долг увеличился, но компания активно рефинансируется за счет облигационных займов, обращают внимание они. «Капитал акционеров тоже улучшился с отрицательного (-55 млрд руб.) до положительного значения (+62 млрд руб.)», – добавляют в «Риком-трасте».