Daimler вложит более 250 млн евро в завод мощностью 20 000 легковых автомобилей

Впервые после введения крымских санкций западная компания решилась на масштабный производственный проект в России
Выбор Московской области связан с близостью к крупнейшему в России рынку – московскому и готовностью правительства области предоставить инвестору льготы/ А. Махонин/ Ведомости

Минпромторг сообщил во вторник, что подписан специальный инвестиционный контракт по строительству в Московской области завода легковых автомобилей Mercedes-Benz.

Контракт рассчитан на девять лет. По его условиям Daimler построит на территории индустриального парка «Есипово» автозавод полного цикла (сварка, окраска, сборка) проектной мощностью более 20 000 машин в год. Начало серийного производства запланировано на 2019 г. Инвестиции составят не менее 15 млрд руб., по информации Минпромторга. Предполагается вложить более 250 млн евро, говорится в сообщении Daimler. Выпускаться будут внедорожники Mercedes-Benz и седан Е-klasse. Источник, близкий к одной из сторон, добавляет, что на новом заводе будут выпускаться три модели кроссоверов и один седан.

Документ подписан между Российской Федерацией (в лице Минпромторга), «Мерседес-Бенц рус» (100%-ная «дочка» Daimler), правительством Московской области, поселением Пешковское Солнечногорского района Московской области, а также привлеченными лицами – Daimler AG, «Камазом», «Даймлер Камаз рус» («ДК рус», паритетное СП, выпускает грузовики в Татарстане) и компанией «Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус» (80% – у Daimler, 20% – у «ДК рус», компания зарегистрирована летом 2016 г., по данным «СПАРК-Интерфакса»).

«Инвестиции Mercedes-Benz в создание локальной сборки легковых автомобилей говорят о стратегическом решении глобального автопроизводителя и его вере в российский рынок вне зависимости от краткосрочной конъюнктуры», – комментирует замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. «Благодаря локальному производству в России мы будем еще ближе к нашим клиентам и одновременно упрочим глобальную конкурентоспособность отделения Mercedes-Benz Cars», – говорит член правления Mercedes-Benz Cars Маркус Шефер. Их слова приводятся в сообщениях Daimler и Минпромторга.

В 2016 г. в России было продано 36 888 легковых автомобилей Mercedes-Benz (минус 11%, на столько же сократился и весь рынок, по данным АЕБ).

Daimler несколько лет определялась с площадкой для своего завода, переговоры шли в том числе с Москвой и Санкт-Петербургом.

Выбор Московской области (переговоры с регионом начались в 2015 г.) связан с близостью к крупнейшему в России рынку – московскому и готовностью правительства области предоставить инвестору максимально возможные льготы, поясняет источник «Ведомостей».

Гендиректор «Мерседес-Бенц рус» Ян Мадея в августе 2016 г. говорил «Ведомостям», что партнером в строительстве завода легковых автомобилей Mercedes-Benz в России выступит «Камаз»: «Нам нужно, чтобы партнер располагал соглашением о промсборке, и [«Камаз»] его имеет». Это соглашение дает льготы по ввозу автокомпонентов и будет действовать до 2020 г. Предполагается, что «ДК рус» будет производить легковые автомобили по контрактной схеме на мощностях «Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус», поясняет человек, близкий к одному из участников инвестконтракта. Вложений в проект со стороны «Камаза», по словам его представителя, не будет.

Чиновники обещают «способствовать реализации проекта путем оказания мер государственной поддержки и создания льготного налогового режима». В частности, у компании на время действия контракта будет нулевая ставка на имущество, говорит человек, близкий к одному из участников инвестконтракта. А вот под условия получения нулевой ставки налога на прибыль, на которую могут претендовать участники инвестконтрактов, «Мерседес-Бенц рус» не подпадает, поскольку большая часть выручки будет генерировать не производство, а розничные продажи, отмечает источник. Представители Минпромторга и «Мерседес-Бенц рус» не стали это комментировать.

Конкуренты Daimler уже наладили выпуск премиальных автомобилей в России, но крупноузловым способом: группа VW собирает Audi на мощностях своего завода в Калуге, а BMW – на мощностях «Автотора». Локальная сборка позволяет участвовать в госзакупках, Daimler тоже хочет этим пользоваться, говорит человек, близкий к одному из участников инвестконтракта. Наличие контракта позволит участвовать в госпрограммах поддержки отрасли и рынка, добавляет он. Условий по экспорту части продукции в инвестконтракте нет, поскольку проект позиционируется как импортозамещение, сообщал ранее источник «Ведомостей».