Россияне стали чаще покупать в зарубежных интернет-магазинах

Особенно сильно выросла популярность китайских интернет-магазинов
Joshua Lott/ Bloomberg

В 2014 г. российские интернет-пользователи чаще прибегали к покупкам в иностранных интернет-магазинах, свидетельствуют данные совместного опроса «Яндекс.Маркета» и GfK: хотя бы раз за последний год делали заказы за границей 50% опрошенных покупателей, в то время как в 2013 г. таких было 36%.

Особенно сильно выросла популярность китайских интернет-магазинов, которыми пользовались 39% опрошенных (в 2013 г. — 25%). Для сравнения, в англоязычных магазинах других стран товар покупали 26% респондентов (21% в 2013 г.). Чем меньше город, тем больше доля жителей, которые делают заказы в Китае, и меньше доля тех, кто покупает товары в других странах, говорится в исследовании. В Москве это примерно одинаковые аудитории.

В России большинство людей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, мобильные телефоны и планшеты, за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные телефоны и планшеты, косметику и парфюмерию. В китайских магазинах чаще покупают мобильные устройства, в англоязычных магазинах других стран — косметику.

Делая выбор в пользу покупки за рубежом, опрошенные покупатели ссылались на широкий ассортимент, дешевизну и высокое качество товаров как повод для покупки — однако отказаться от нее могут заставить долгие сроки и опасения стать жертвой мошенников, рассказали респонденты. Услугами российских магазинов по-прежнему пользуются больше 90% опрошенных, пишут «Яндекс.Маркет» и GfK. Средняя стоимость заказа в российском интернет-магазине осенью 2014 г. составляла 6591 руб., а в зарубежном — 3945 руб.

Также онлайн-торговля стала более технологичной: если в 2013 г. только 36% онлайн-покупателей оплачивали покупки банковской картой, то в 2014 г. их стало уже 48% — такие данные приводятся в исследовании «Яндекс.Маркета» и GfK.

Покупателей, которые самостоятельно забирают свои заказы, тоже стало больше: 59% в пунктах самовывоза (против 51% в 2013 г.) и 38% — в постаматах (20% в 2013 г.). Рост числа покупателей, предпочитающих забирать покупки самостоятельно, связан с развитием сети пунктов самовывоза и постаматов, предполагают авторы исследования.

Торговля в соцсетях тоже набирает обороты, говорится в документе: если в 2013 г. из всех опрошенных интернет-пользователей, хотя бы раз делавших покупки в интернете, только 17% прибегали к заказу товаров через соцсети, то в 2014 г. их стало 22%.

Усилия магазинов по выстраиванию отношений с клиентами приносят свои плоды, отмечают авторы исследования: за год доля покупателей, у которых есть любимые российские интернет-магазины, выросла с 57 до 62%.

С 54 до 63% увеличилась доля тех, кто хотя бы раз за год совершал незапланированные покупки — заказывал товары, которые случайно попались на глаза в сети. В 2014 г. таких покупок в российских интернет-магазинах было 17%, а в зарубежных — 29%. Свою роль, по всей видимости, сыграла политика скидок: половина опрошенных отметили, что последнюю покупку они сделали со скидкой. С 51% в 2013 г. до 63% в 2014 г. выросла доля тех, кто возвращал товар в магазин, — авторы исследования считают, что это свидетельствует о том, что покупатели стали чаще пользоваться своими правами.

В ходе исследования были опрошены 2414 российских пользователей интернет-магазинов в возрасте от 20 до 55 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 000 человек.

Ранее аналитики исследовательской компании eMarketer заявляли, что российскому рынку онлайн-торговли не грозит спад из-за девальвации рубля и снижения покупательной способности. Согласно их прогнозу, в 2015 г. объем российского онлайн-рынка (включая авиабилеты, отели и т. д.) вырастет на 16%, до $24,4 млрд.

Помимо традиционных факторов — распространения интернета и увеличения числа пользователей в регионах — по мнению исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет крупнейших продавцов товаров в интернете на российском рынке) Виталия Жигулина, в 2015 г. рынок будет расти в основном благодаря трансграничной торговле. По прогнозам ассоциации, доля зарубежных покупок в 2015 г. может вырасти до 60% с ожидаемых в этом году 30-35%. Весь объем рынка e-commerce может составить более 1 трлн руб. в 2015 г. против более 700 млрд руб. в 2014 г., оценивает АКИТ.