Статья опубликована в № 3948 от 28.10.2015 под заголовком: «Ашану» не хватило импортного сыра

«Ашан» ввел сырный штраф

Эта и еще некоторые торговые сети до сих пор недовольны, что их поставщики не предупредили об остановке поставок из-за эмбарго
  • Наталья Ищенко

Десять поставщиков импортных мясных и молочных продуктов, а также сырья для кондитерских изделий пожаловались на торговые сети в отраслевую комиссию по соблюдению кодекса добросовестных практик, объединяющую представителей ритейла, поставщиков и чиновников (подробнее см. врез). Об этом рассказал «Ведомостям» Дмитрий Востриков, директор по развитию объединения «Руспродсоюз» (в него входят все 10 поставщиков). По его словам, сети начисляют поставщикам штрафы за прекращение поставок товаров, подпавших под эмбарго.

Заседание комиссии намечено на пятницу, 30 октября, в его повестке предусмотрен разбор обращения Руспродсоюза о «выставлении торговыми сетями штрафных санкций за недопоставку продовольственных товаров», подпадавших под российское эмбарго, подтвердил ответственный секретарь комиссии Михаил Бурмистров.

В августе 2014 г. президент России Владимир Путин запретил ввоз продовольствия из ряда стран, которые ввели санкции против российских политиков, бизнесменов и компаний. Этим летом эмбарго было продлено еще на год. Под запрет попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии.

Сами договорились

Подписи под кодексом добросовестных практик поставили Ассоциация компаний розничной торговли (в нее входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», «Лента» и др.) и объединения их крупнейших поставщиков. Комиссия по соблюдению этого кодекса среди прочего разрабатывает рекомендации по разрешению споров между торговыми сетями и поставщиками. Ее решение обязательно для всех участников рынка, присоединившихся к кодексу.

Как только Россия ввела эти ограничения, члены Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка – крупнейшие союзы поставщиков и торговых сетей – договорились, что участники рынка не будут штрафовать друг друга за неисполнение обязательств по запрещенным продуктам, и подписали соответствующий меморандум, напоминает Востриков. И тем не менее некоторые поставщики все же оказались оштрафованы сетями. Вышло несправедливо: после введения эмбарго поставщики, соблюдая все законодательные нормы, продолжали отгружать ритейлерам оставшийся на складах товар, чтобы не допустить пустых полок в магазинах, а в ответ получили штрафные санкции, сетует представитель одной из ассоциаций производителей и поставщиков.

Договоренности игнорирует, в частности, «Ашан», утверждает Востриков. У некоторых поставщиков возникали аналогичные претензии и к другим торговым сетям, говорит он, но после переговоров те, как правило, штрафы аннулировали: так поступили, например, Metro, «Магнит» и Х5 Retail Group. «Ашан» же, по словам Вострикова, апеллирует к тому, что поставщики все равно не сразу блокировали поставки запрещенного продовольствия после указа президента – они еще некоторое время продолжали поставлять в сеть те партии, которые успели ввезти, а затем сворачивали поставки. Но ритейлер получал от поставщиков заблаговременные уведомления о сроке окончания товарных запасов, утверждает Востриков.

Впрочем, размер выставленных «Ашаном» штрафов – в пределах 15% от суммы недопоставки, что соответствует кодексу добросовестных практик, признает он.

У «Ашана» был конфликт с одним из поставщиков сыра, сейчас с ним ведутся переговоры, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. Этот партнер, по ее словам, поставлял сети как «санкционные» продукты, так и не подпавшие под эмбарго. «Мы четко объяснили позицию: по тем товарам, по которым поставщик уведомил, что поставки невозможны, штрафы выставляться не будут. И в первую очередь это касалось товаров, которые подпали под эмбарго», – говорит Курносова. Однако по некоторым товарам поставщик предоставил уведомление с «некорректной формулировкой» – и в этих случаях «Ашан» выставил штраф, объясняет она. Что это за поставщик, Курносова не уточнила.

У сети «Дикси» подобных конфликтов с поставщиками не было, сказала ее представитель Екатерина Куманина. Получить комментарии у других ритейлеров не удалось.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать