Из-за девальвации рубля российские вина в 2016 году подорожают на 10–15%

Существенная доля вин, производимых в России, изготавливается из импортного сырья
В рознице цены на все категории вин уже растут/ Е. Разумный/ Ведомости

В этом году вино в среднем подорожает на 15–20% из-за колебания курса валют, заявил президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович (цитата по ТАСС). Сильнее всего подорожают бутилированные импортные вина – на 20% и более, вина, произведенные в России из импортного сырья, – на 15–17%, уточнил «Ведомостям» Попович. Цены на вино из российского винограда вырастут на 10–15%, подсчитал Попович.

В структуре себестоимости бутылки недорогого вина за 150–200 руб. за 0,75 л от четверти до трети приходится непосредственно на сырье, поясняет гендиректор ГК «Легенда Крыма» Михаил Штырлин. При этом значительная часть даже тех вин, на этикетке которых стоит «Сделано в России», – из привозного сырья. В январе – ноябре 2015 г. (за полный год данных нет) в России произведено 37,5 млн дал столового виноградного вина, подсчитал Росстат. При этом из российского винограда по итогам года получено 25,5–26,4 млн дал сырья, а еще свыше 20 млн дал виноматериалов было импортировано, указывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз со ссылкой на Федеральную таможенную службу и Росстат (подробнее см. график). На импортных виноматериалах работают крупнейшие участники винного рынка. Например, у производителя игристых вин «Абрау-Дюрсо» доля импортного сырья достигает 70–80%, рассказывал ранее председатель его совета директоров Павел Титов.

Кроме стоимости виноматериалов к иностранным валютам привязаны средства защиты растений, запчасти для оборудования и т. д., добавляет Попович. Также растут и те затраты, которые напрямую с долларом и евро не увязаны, указывает он: электроэнергия, газ, перевозки, плата за систему «Платон». Даже подключение к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета алкоголя, по его подсчетам, обойдется отдельным участникам рынка в 3–4% себестоимости бутылки вина.

В рознице цены на все категории вин уже растут, указывает представитель «Азбуки вкуса» (большую часть ассортимента вин ритейлер импортирует самостоятельно). По его словам, «Азбука вкуса» будет повышать их дозированно и не на весь ассортимент. У Х5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») пока нет вала уведомлений [о повышении цен на вино] от поставщиков, сказал представитель компании. Представитель «Ашана» от комментариев отказался. Запросы в «Дикси», «Ленту», Metro Cash & Carry остались без ответа. Штырлин из «Легенды Крыма» считает, что в основном пострадает категория дорогих вин, зато категория низкоценовых не сократится: потребитель перейдет из одного сегмента в другой.