ФАС заподозрила Apple в сговоре с ритейлерами

Ритейлеры объясняют, что при установлении цены на iPhone ориентируются на маржинальность продаж и друг друга
Пока что ФАС не расследует ситуацию, но изучает вопрос, рассказывает представитель ведомства/ Сергей Бобылев / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает крупных ритейлеров в сговоре при ценообразовании на смартфоны iPhone шестого поколения. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрея Филимонова.

В частности, ФАС заинтересовалась ценообразованием на смартфоны iPhone 6S и iPhone 6S Plus у 16 ритейлеров, объясняет Филимонов, среди которых "Евросеть", "Связной", "Эльдорадо", "Техносила", re:Store, "Билайн" (принадлежит ПАО "Вымпелком"), "Мегафон", "Мобиленд" (сеть "Ноу хау") и Ozon.ru. Кроме того, ведомство проверяет официальный магазин Apple в РФ - Apple Store. Служба проанализировала цены на указанные модели смартфонов и пришла к выводу, что у всех перечисленных ритейлеров стоимость устройств шестого поколения после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 руб., либо разнилась лишь в течение нескольких дней в период проведения акций. В частности, стоимость "младшей" модели iPhone 6S с объемом памяти 16 Gb составляла 56 990 руб., "старшей" модели iPhone 6S Plus на 128 Gb — 83 990 руб.

Пока что ФАС не расследует ситуацию, но изучает вопрос, рассказывает представитель ведомства. Поводом для изучения послужило заявление от физического лица, полученное в конце декабря прошлого года, объяснил он.

Apple устанавливает рекомендованные цены на свою продукцию, напоминают «Ведомостям» два сотрудника крупных ритейлеров. И в первую очередь все сети ориентируются на нее, говорят они. Кроме того, естественно, компании смотрят на конкурентов. «Смартфоны — низкомаржинальный товар, и если опускать цену слишком сильно, горадо ниже, чем у конкурентов, то ты работаешь себе в минус,» - объясняет один из собеседников «Ведомостей». В то же время и сильно дороже делать этот товар нельзя — пользователи пойдут к тому, у кого дешевле. Так складывается картиина одинковых цен, рассказывает один из собеседников «Ведомостей».

По словам представителя «Связного» Марии Заикиной, запроса относительно цен на iPhone 6s в компанию пока не поступало. Цены на весь ассортимент ритейлера формируются под влиянием различных факторов, рассказывает она. Есть закупочная цена, по которой ритейлер получает устройства от производителя или оптового партнера. Также, по словам Заикиной, у каждого ритейлера есть расчетная маржинальность по разным группам товаров и разным брендам. От получения маржи зависит, как ритейлер сможет поддерживать свою операционную деятельность – обеспечивать доставку товара, работу продавцов, поддерживать работу розничных магазинов, объясняет она. Учитывая свои расходы и закупочную цену, ритейлер определяет, в каком интервале конечная цена на товар может быть установлена. В то же время, определяя розничную цену окончательно, он учитывает массу факторов, и прежде всего рыночную ситуацию в каждом городе и регионе присутствия, подчеркивает Заикина. По ее словам, стоимость представленных в «Связном» гаджетов может варьироваться и в разных городах, и регионах.

По словам представителя «Евросети» Ульяны Смольской, ритейлер «периодически» получает запросы ФАС, касающиеся разных товарных групп, и «это нормальный рабочий процесс». В ценообразование до наценки входит закупочная цена производителя, транспортные и другие расходы компании, объясняет Смольская. Конечная цена у каждого отдельного продавца устанавливается, исходя из оценки разброса цен на рынке, возможностей покупательского спроса и экономической целесообразности для компании, говорит она. «Свободная конкуренция потому так и называется, что каждый игрок вправе самостоятельно решать, по какой цене продавать товары или услуги», - отмечает Смольская. По ее словам, если цены выглядят сопоставимыми в разных компаниях, это лишь показатель оптимального рыночного баланса спроса и предложения, при котором покупателю уже интересна цена на товар, а продавцу еще выгодно его продавать. «Ведь любой предпринимательский бизнес, малый, средний или большой, должен в первую очередь руководствоваться экономической эффективностью своей деятельности, чтобы продолжать существовать и работать», - заключает Смольская.

«Мегафон» получил уведомление и предоставил в ФАС всю запрошенную информацию, говорит его представитель. «О методиках ценообразования других игроков нам ничего не известно», - говорит он.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев. С представителями других ритейлеров пока связаться не удалось. Представитель Apple не ответил на звонки "Ведомостей".