Укрепление рубля может повредить программе льготного лизинга SSJ100

Платежи по ней теперь выше, чем по обычным контрактам, номинированным в валюте
Ставки льготного лизинга на SSJ100 могут оказаться невыгодными для авиаторов/ AFP

Во всем мире самолеты продаются и отдаются в лизинг за доллары. Российские лизинговые компании и производитель регионального лайнера SSJ100 – «Гражданские самолеты «Сухого» (ГСС, входит в госхолдинг ОАК) могут брать платежи и в рублях. Но они все равно привязаны к курсу американской валюты. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, на 100% принадлежит Минтрансу) с конца 2015 г. единственная на рынке предлагает SSJ100 в рублевый лизинг. Два года назад специально под эту программу ее уставный капитал был увеличен на 30 млрд руб. Этими деньгами ГТЛК проавансировала покупку 32 лайнеров у ГСС. В конце 2016 г. ГТЛК получила 4,9 млрд руб. еще на четыре SSJ100.

Программа предусмотрена для небольших, как правило, региональных авиакомпаний. Поставки первых самолетов начались в конце 2015 г. Месячный лизинговый платеж составлял 8 млн руб. за судно. При максимальном тогда курсе доллара (70–75 руб.) это равнялось всего $107 000–114 000. Для сравнения: стартовый и крупнейший эксплуатант SSJ100 – «Аэрофлот» последний контракт на поставку лайнеров подписал в прошлом году со «Сбербанк лизингом». По нему он платит $187 000 в месяц. А рыночная цена за новое судно такого типа – $190 000–210 000 в месяц, говорит топ-менеджер лизинговой компании.

В июле 2016 г. в проспекте к евробондам ГТЛК называла поставки SSJ100 «программой некоммерческого лизинга», приводя ее как пример того, что высокая доходность не является приоритетом.

Но сейчас программа может быть дороже рыночных цен, выяснили «Ведомости». 8 млн руб. в месяц платится только в первый год лизинга и за подержанные самолеты, рассказали топ-менеджеры двух авиакомпаний. За новые суда платеж составляет 11 млн руб. – и тоже только в первый год. Потом ставки растут, продолжают топ-менеджеры. Платеж достигает 15 млн руб. в месяц, так что программу трудно назвать льготной, отмечает один из собеседников.

9 пишем, 7 в уме

В 2015–2016 гг. ГТЛК поставила авиакомпаниям по льготной программе девять самолетов SSJ100. Сейчас в процессе передачи находится еще семь судов, сообщил представитель ГТЛК. Шесть из них предназначено для «Ямала».

Суда по льготной программе сдаются в лизинг на 12 лет, стартовая ставка за новый самолет – 11 млн руб., ежегодно она индексируется на 3%, говорит представитель ГТЛК. Лишь к последнему году эксплуатации она вырастает до 15 млн руб., средняя же ставка за весь срок получается 13 млн руб. в месяц, продолжает он. По нынешнему курсу ЦБ это около $218 000, или на 17% больше, чем платит «Аэрофлот».

ГТЛК первым делом стала поставлять подержанные суда, ставка по которым действительно льготная даже при подорожавшем рубле. Пять SSJ100, изъятых у Red Wings, ушло в «Ираэро», «Якутию» и «Центр-юг». Но последняя обанкротилась, и оба ее лайнера стоят. Три новых самолета получил «Ямал», говорят топ-менеджеры двух авиакомпаний.

Сейчас рубль растет, но это не гарантирует от падений в будущем, отмечает представитель ГТЛК. Рублевый же контракт исключает валютный риск перевозчика, продолжает он. Это важное преимущество, ведь у региональных авиакомпаний вся или почти вся выручка рублевая, согласен федеральный чиновник. Но для небольших перевозчиков 11 млн руб. – неподъемная сумма, парирует топ-менеджер лизинговой компании. Региональные самолеты и рейсы планово убыточны во всем мире. Только большая авиакомпания может содержать региональные суда, подвозя ими пассажиров в свои хабы для доходных магистральных направлений, говорит собеседник «Ведомостей». Найти эксплуатантов на все суда по программе будет тяжело, считает он. С ним согласен федеральный чиновник: есть, например, сомнения, что «Ираэро» и «Ямал» смогут взять свои заказы.

«Ставки ГТЛК на SSJ100 конкурентны и привлекательны для авиакомпаний и при текущем курсе, обращений об их снижении не было, – спорит представитель ГТЛК. – В конце прошлого года на фоне укрепившегося рубля были заключены твердые контракты на четыре судна с «Ираэро» и на 13 с «Ямалом». Он не уточняет, каков сейчас портфель твердых заказов на SSJ100, но утверждает, что понимание по арендаторам на 2017 г. уже сформировано, основные – это «Ямал», «Ираэро» и «Якутия».