Налог на импорт в США может перекроить нефтяной рынок

Иностранным нефтяникам, возможно, придется искать новых покупателей
Относительно высокие цены в США заставят нефтяников искать и добывать больше нефти в стране/ Gregory Bull, File/ AP

Возможное введение налога на импорт в США, за который выступают конгрессмены-республиканцы и президент Дональд Трамп, может изменить нефтяные потоки по всему миру.

США потребляют почти 20% добываемой в мире нефти и примерно половину этого спроса удовлетворяют с помощью импорта – даже после сланцевой революции, в результате которой выросла их собственная нефтедобыча. Также густонаселенное атлантическое побережье зависит от импорта бензина, тогда как американские НПЗ, расположенные вдоль побережья Мексиканского залива, ежедневно экспортируют миллионы баррелей нефтепродуктов.

Если этот налог будет введен по ставке 20%, на столько же вырастет стоимость импортируемой нефти. В результате американским НПЗ придется платить не $55 за баррель (примерный уровень цен на Brent в последнее время), а $66, не считая стоимости транспортировки. В этом случае НПЗ будут готовы платить дороже за американскую нефть, пока ее цена не приблизится к стоимости импортной. «В итоге цена нефти [WTI] вырастет», - говорит Энди Липоу из консалтинговой фирмы Lipow Oil Associates.

Со временем относительно высокие цены в США заставят нефтяников искать и добывать больше нефти в стране, что соответствует политике Трампа «Америка прежде всего». Но Канаде, Мексике, Саудовской Аравии и другим экспортерам нефти в США, возможно, придется искать новые рынки. В результате может возобновиться ценовая война последних двух лет, когда ОПЕК и другие нефтедобытчики конкурировали в условиях избытка предложения, из-за чего цена Brent в январе 2016 г. опустилась до самого низкого уровня за 13 лет. «Производителям нужно начинать думать об альтернативных рынках уже сейчас», - утверждает Оливье Жакоб из консалтинговой фирмы Petromatrix.

Возможный налог способен повлиять и на рынок нефтепродуктов. Таким регионам, как Нью-Йорк, которые сильно зависят от импорта бензина из Европы и Индии, придется покупать его с 20%-ной надбавкой. А поскольку направляемую на экспорт из США продукцию предлагается не облагать налогом на прибыль, у американских НПЗ будет стимул увеличивать поставки бензина или дизельного топлива за границу. Поэтому цены на них в самих США должны будут вырасти, чтобы переработчикам было выгодно продавать продукцию также и на внутреннем рынке.

План по «пограничным налогам» (обложить импорт и освободить экспорт) продвигает конгрессмен-республиканец Кевин Брэйди, проживающий недалеко от Хьюстона, центра нефтяной отрасли США. Профессиональная ассоциация Американский институт нефти (API) еще не заняла определенную позицию по поводу налога, но «очень обеспокоена», говорил ее гендиректор Джек Джерард. Против плана выступают некоторые компании, в том числе Koch Industries, имеющая интересы в нефтяном секторе и чьи совладельцы Чарльз и Дэвид Кохи являются крупными спонсорами республиканцев.

Вторая по величине американская нефтяная компания Chevron уверена, что предложение может привести к положительным результатам, например росту нефтедобычи в США. Но также оно может иметь «побочные последствия для потребителей, валютных курсов и косвенно повлиять на мировую экономику», заявил на прошлой неделе гендиректор Chevron Джон Уотсон.

Изменить энергетические потоки может и предложение Белого дома использовать поступления от налога на импорт из Мексики для строительства стены на границе двух стран. Мексика поставляет США около 560 000 баррелей нефти в день – это около 8% американского импорта. При этом Мексика – один из крупнейших покупателей американского бензина, и она импортирует из США все больше газа.

Крупнейшим поставщиком нефти в США является Канада, и там, «несомненно», следят за налоговыми спорами, говорит руководитель Канадской ассоциации нефтепроизводителей (CAPP) Тим Макмиллан. По его словам, если налог будет введен, инвестиции пойдут американским нефтяникам, а не канадским.

Несмотря на неопределенность по поводу налога, инвесторы уже делают ставки. Разница между стоимостью североамериканской нефти WTI и международным сортом Brent с поставкой в декабре 2018 г. снизилась примерно до $0,25 за баррель по сравнению с $1,6 в начале декабря. По данным CME Group, число открытых позиций по опционам на разницу цен этих двух сортов нефти выросло почти в семь раз.

Главным политическим препятствием для введения налога может стать вероятность того, что это приведет к росту цен на бензин – одному из самых страшных кошмаров американских политиков. По оценкам Barclays, из-за налога расходы средней американской семьи на бензин могут вырасти на $300-400 в год.

Перевел Алексей Невельский