Сеть «Перекресток» начала тестировать онлайн-заказы продуктов

В течение 2017 года сервис заработает в Москве и Подмосковье
Онлайн-продажи должны стать дополнительным сервисом для супермаркетов «Перекресток»/ Максим Стулов/ Ведомости

Две недели назад X5 Retail Group начала тестировать онлайн-супермаркет «Перекресток», рассказал «Ведомостям» представитель группы. По его словам, в течение пяти недель сотрудники центрального офиса X5 – около 2000 человек – могут заказывать товары из супермаркета на дом; после этого компания определит дату запуска пилотного проекта и для остальных пользователей. Предполагается, говорит представитель X5, что во II квартале 2017 г. сервис по доставке товаров из «Перекрестка» станет доступным для жителей юго-запада Москвы и некоторых городов Подмосковья, расположенных неподалеку. Жители других округов и ближайшего Подмосковья получат возможность сделать покупки в «Перекрестке» через интернет в течение 2017 г., добавил представитель ритейлера.

Х5 заявила о возможном запуске онлайн-продажи на базе «Перекрестка» в 2016 г. Тестирование среди сотрудников «позволит компании точнее определить финальную конфигурацию опций и услуг для будущих пользователей сервиса», рассуждает представитель компании. По его словам, клиенты смогут купить любой товар, представленный в сети «Перекресток», кроме скоропортящейся кулинарии, алкоголя и табака, – всего свыше 13 000 наименований; цены будут одинаковы онлайн и офлайн.

В тестовом периоде товар будет доставлен на следующий после заказа день, а впоследствии появится также самовывоз, добавляет представитель X5.

Сейчас полноценная онлайн-торговля среди крупнейших федеральных ритейлеров налажена лишь у сети гипермаркетов «О’кей» в Москве и Петербурге; в начале марта ритейлер запустил проект «О’кей-авто» – он позволяет получить заказ, не выходя из автомобиля. На начало марта около 90% клиентов «О’кей», совершающих покупки в интернет-магазине, выбирали доставку товаров до дома, остальные забирали заказ сами, свидетельствуют данные компании. За последний год, также согласно собственным данным, количество клиентов интернет-магазина «О’кей» выросло почти в 6 раз, а количество заказов – в 11 раз; абсолютных цифр ритейлер не раскрывал. Представитель «О’кей» на запрос не ответил.

Проба через партнеров

Другой крупный российский ритейлер – сеть «Лента» также присматривается к онлайн-продажам. Сейчас ритейлер, по словам его представителя, продолжает изучать возможности интернета. Кроме того, сеть тестирует проекты по доставке через партнеров, один из них – петербургская iGooods. «Мы подписали контракты с компаниями в Москве и Санкт-Петербурге, которые размещают наш ассортимент на своих интернет-площадках и занимаются доставкой. Пока объемы небольшие, но мы должны исследовать этот рынок и чувствовать его», – пояснял «Интерфаксу» гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг в январе 2017 г.

У «О’кей» доля онлайн-продаж в обороте незначительна – доли процента от выручки группы, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Самая высокая доля интернет-продаж в обороте у «Азбуки вкуса», добавляет он: их оборот в онлайне сопоставим с одним-двумя супермаркетами.

Интернет-продажи – быстро растущий канал, они прирастают на 100% в год в деньгах, отмечает представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков, одна из причин – эффект низкой базы. При этом «Азбука вкуса» не ожидает, что на ее продажи в интернете будет приходиться больше 5% оборота всей компании в среднесрочной перспективе вместо нынешних 2–3%. «В нашем бизнесе основной акцент делается на офлайн-магазин и сервис, который невозможно транслировать в интернете», – объяснил Голубков.

Формат супермаркета в целом удобнее для запуска онлайн-продаж, чем гипермаркет, считает Бурмистров: обработка заказа происходит быстрее и обходится дешевле, количество точек отгрузки, т. е. распределительная сеть, больше, легче наладить управление остатками. Онлайн-продажи – это в первую очередь дополнительный сервис именно для супермаркета, соглашается представитель X5. Возможность заказывать продукты онлайн положительно повлияет на восприятие бренда и лояльность покупателей «Перекрестка», где у компании исторически самая сильная и масштабная программа лояльности и число постоянных покупателей, рассуждает собеседник «Ведомостей». Кроме того, запуск онлайн-продаж на базе «Перекрестка» позволит выровнять покупательский трафик, увеличив продажи в тех магазинах, которые сейчас отстают по этому показателю, отмечает Бурмистров.

Потребители хотят покупать продукты в интернете, поэтому подобные проекты запускают не только федеральные сети, но и региональные, например «Бахетле» из Татарстана, напоминает Бурмистров.

Правда, рынок торговли продуктами питания онлайн пока очень небольшой, а основные сложности в его развитии связаны с неготовностью потребителей заказывать в интернете мясо, рыбу, овощи, фрукты и проч. – все то, что они предпочитают выбирать самостоятельно, отмечает представитель «Яндекс.Маркета» Екатерина Лебедева. Кроме того, ограничения на продажу алкоголя в интернете сокращают потенциальную аудиторию – многим удобнее приобретать все в одном месте, а не разбивать покупки по разным магазинам, добавляет она. Но у рынка серьезный потенциал роста, считает Лебедева: много новых интернет-проектов связано именно с продовольственными товарами.