До 2020 года онлайн-ритейлу требуется втрое больше складов

В связи с высоким спросом возможен дефицит площадей
У онлайн-ритейла высокие требования к складам/ Максим Стулов/ Ведомости

Новый спрос на склады для российских и зарубежных онлайн-продавцов до 2020 г. может составить 3,2 млн кв. м, говорится в исследовании консультантов CBRE «Складской рынок в эпоху e-commerce», с которым ознакомились «Ведомости». Из них российским онлайн-ритейлерам потребуется около 1,5 млн кв. м, минимум половина придется на Московский регион, подсчитали эксперты. Спрос еще на 1,8 млн кв. м обеспечат международные игроки.

CBRE анализировала имеющиеся с 2003 г. склады у онлайн-торговцев и операторов, обслуживающих их бизнес, и динамику рынка, пояснила Оксана Копылова, заместитель директора отдела исследований рынка CBRE. С учетом онлайн-продаж в России консультанты рассчитали, какая оборачиваемость у складских площадей (в рублях на 1 кв. м). С 2010 г., по словам Копыловой, показатель стабилен – около 900 000 руб./кв. м в год без учета внутригородских объектов класса С и ниже: «Эта цифра показывает, сколько складов нужно ритейлеру для обеспечения продаж». На основе прогноза прироста онлайн-рынка в России от Data Insight эксперты рассчитали предстоящий спрос на склады, пояснила Копылова.

Сейчас, по данным CBRE, онлайн-ритейлеры и занимающиеся обработкой и доставкой их товаров операторы занимают 1 млн кв. м, 68% из них находятся в Москве и области. Всего в России около 18 млн кв. м складских площадей класса А и В.

Среди основных арендаторов и покупателей складов из сферы онлайн-торговли – сами интернет-ритейлеры, операторы, занимающиеся обработкой заказов и доставкой, ритейлеры, которые совмещают традиционные магазины и онлайн-розницу, перечисляется в исследовании CBRE. В будущем к ним добавятся зарубежные торговые площадки, первой может стать Cainiao (входит в Alibaba), считают консультанты.

Онлайн-торговля – одна из самых быстрорастущих отраслей, у ритейлеров высокие требования к складской инфраструктуре, что накладывает ограничения на качество объектов, отмечает Копылова. «Таких специфических объектов сейчас на рынке мало, и с развитием онлайн-ритейла мы можем столкнуться с ситуацией, когда рынок не будет готов обеспечить эти запросы адекватными площадями», – предупреждает она.

Копылова напоминает о «почтовом коллапсе», случившемся несколько лет назад. Тогда «Почта России» столкнулась с резким ростом числа посылок и мелких пакетов, заказанных россиянами из-за рубежа, сотрудники не успевали обрабатывать отправления, прибывающие авиарейсами, сроки доставки резко выросли, в итоге к апрелю 2013 г. в столичных аэропортах скопилось около 500 т международной почты в ожидании таможенного оформления. После этого «Почта России» стала активно развивать инфраструктуру, напоминает Копылова.

Пока на рынке избыток складских помещений, цены падают, утверждает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли и управляющий партнер онлайн-ритейлера «220 вольт». Многие компании покидают рынок, освобождая склады, особенно это заметно в регионах, отмечает он: московские компании сворачивают региональный бизнес, оставляя только терминалы вокруг Москвы. Единственный интернет-ритейлер, про который известно, что он открывает склады в регионах, – это Ozon.ru, считает Федоров.

Ozon.ru пока не заметил трудностей с поиском складов, сообщил его операционный директор Алексей Тимонин. За последний год, по его словам, компания нашла три помещения в Екатеринбурге, Краснодаре и Казани общей площадью более 14 000 кв. м. «Мы искали помещения класса А с высокими потолками, чтобы было возможно строить многоуровневые системы хранения», – уточнил он.

В ближайшие три года Ozon.ru продолжит увеличивать складскую сеть – и в городах присутствия, и в новых, добавляет Тимонин. «М.видео», которая активно развивает онлайн-продажи, также не исключает расширения складских площадей в ближайшие несколько лет, в первую очередь в регионах, заметила представитель компании Валерия Андреева.