Президиум экономического совета будет готовить программу к выборам президента

У «Ведомостей» есть проект списка тем к обсуждению в 2016–2017 годах
Авторы программы будут добиваться благосклонного взгляда Владимира Путина/ Максим Богодвид/ РИА Новости

После выборов в Думу совет начнет больше походить на площадку для разработки реформ, надеется главный экономист БКС Владимир Тихомиров: на этапе поправок в бюджет-2016 и принятия бюджета-2017 нужно стабилизировать ситуацию, сохранить резервы к президентским выборам и понять, как сводить бюджет после них.

У «Ведомостей» есть проект списка тем, которые обсудит президиум экономического совета при президенте в 2016–2017 гг. Два федеральных чиновника подтвердили повестку, она должна быть утверждена президентом.

Первое заседание не собиравшегося два года президиума совета пройдет в мае, рассказали четыре федеральных чиновника. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил это, но повестки комментировать не стал. Пора формировать программу к президентским выборам в 2018 г., объясняют члены совета.

Возглавляет совет сам Владимир Путин, в него помимо чиновников входят председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, президент Сбербанка Герман Греф, ректор РАНХиГС Владимир Мау. Готовить экономическую программу для совета будет Кудрин, но монополии у него не будет, рассказывает об одном из вариантов работы член совета. Бывшему министру финансов предложена одна из руководящих должностей в Центре стратегических разработок (ЦСР). И в Кремле будут только приветствовать, если Кудрин примет участие в подготовке новой экономической программы, говорил Песков.

Президиум соберется в этом году четыре раза, говорится в документе совета. В мае он обсудит источники экономического роста до 2025 г. – повышение производительности труда, импортозамещение, поддержку экспорта. В июне – технологическое обновление экономики в соответствии с мировыми трендами. После выборов в Думу будут обсуждаться более острые темы: в сентябре – демографическая политика и пенсионная реформа, в ноябре – долгосрочная бюджетная стратегия (почему-то после принятия Госдумой закона о бюджете).

Подходить к ним с пустым кошельком и высокой инфляцией – не самый проходной вариант, оценивает федеральный чиновник. Резервы тают, сетовал ранее чиновник.

Пенсионная реформа будет обсуждаться активно, в том числе повышение нагрузки по взносам, знают два высокопоставленных чиновника.

Конкретные предложения по пенсионной и налоговой стратегиям должны появиться до конца 2016 г., отмечает третий чиновник. А значит, запущена пенсионная реформа может быть уже с 2017 г., например постепенное повышение пенсионного возраста, рассуждает Тихомиров.

Бюрократия целей

Проектный подход – новый тренд в Кремле и правительстве, под ним чиновники подразумевают управление не по поручениям, а по целям, по KPI. Для этого могут быть созданы новые органы, как вариант – вертикальная структура: проектный офис в правительстве займется тактикой, в Кремле – комиссия, ответственная за стратегию.

Реформу сложно, но можно «продать» населению перед выборами, советует политолог Евгений Минченко: она стабилизирует пенсионную систему, снизит бюджетный дефицит, приведет к росту экономики и, значит, зарплат. Пенсионная система несбалансированна, считает Кудрин, и государство идет на непопулярные меры – тормозит индексацию пенсий, например.

В 2017 г. совет будет собираться чаще. Но темы уже не столь острые, оценивает повестку Тихомиров: приближаются президентские выборы. Начнет совет с системы госуправления – эта реформа с подачи Грефа уже обсуждается в правительстве. Затем – улучшение предпринимательской среды; рынок труда – развитие профессиональных квалификаций, система профстандартов; новая школа; новая модель здравоохранения; повышение роли России в евроазиатском сообществе и развитие Дальнего Востока. Помимо этого возможны такие темы: развитие аграрной экономики, ТЭК, реализация потенциала инфраструктурных мегапроектов и проч.

К реформе госуправления, здравоохранения и образования может быть применен проектный подход (см. врез), рассказывает чиновник: «Они могут стать проектами, с которыми Путин пойдет на четвертый срок». Чем-то похоже на новые национальные проекты для Путина, хотя специфика новая, говорил федеральный чиновник.

Второй этап непопулярных реформ может начаться после президентских выборов, считает Тихомиров: прогрессивный НДФЛ, сокращение госаппарата. Предложения о прогрессивной шкале НДФЛ после 2018 г. периодически возникают, подтверждают несколько чиновников, не ясно и то, как будет выглядеть налогообложение малого и среднего бизнеса, и обсуждать это нужно уже сейчас.

Раньше думали, что экономическая повестка будет формироваться в правительстве, но у министров нет аппетита к реформам, объясняет федеральный чиновник приход Кудрина в ЦСР и возрождение президиума. Но ЦСР и совет могут стать конкурирующими за предвыборную повестку площадками, полагает один из собеседников «Ведомостей». В правительстве и в администрации президента не всем понравилось, что реформами будет заниматься Кудрин, да еще и в статусе независимого эксперта, говорит другой чиновник: «Есть и другие экономисты, которые выдвигают не менее здравые идеи». Поэтому и решено возобновить работу президиума совета, рассказывает он, собрать людей разных взглядов, даже советника президента по евразийской интеграции Сергея Глазьева, говорит член совета. «Начинается борьба экономических элит за предвыборную повестку», – согласен чиновник.

Есть программа Кудрина, программа Столыпинского клуба, объясняет зампред ВЭБа, бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач, хорошо, что они будут вынесены на суд первого лица.

В окружении Путина активизировалась борьба за позиции перед 2018 г. – эти выборы станут стартом для поиска преемника к 2024 г., говорит человек, близкий к администрации президента, в том же ключе рассматриваются и экономическая, и реформаторская повестка. Будет дискуссия о целесообразности реформ между выборами, но решение принимать президенту, говорит политолог Михаил Виноградов: «Политический блок [администрации президента] не отбрасывается на периферию в случае непопулярных мер, а наоборот, его значимость даже возрастает». Основной конфликт – в головах чиновников: между желанием участвовать в осмысленных действиях, т. е. реформах или в их имитации, и желанием ничего не менять. «Это в крови любого чиновника. И в голове президента такой конфликт тоже есть», – считает Виноградов.