В бюджете осталось много неясного

Его могут поменять выборы, дорожающая нефть и реформы
В бюджете осталось много неясного/ Евгений Разумный/ Ведомости

Правительство может увеличить расходы на 5% в 2017 г. по сравнению с 2016 г. вместо сокращения до 16,2 трлн с 16,4 трлн руб. (по уточненной бюджетной росписи Минфина, в 2016 г. расходы могут составить 16,6 трлн руб. – «Ведомости»), ожидает Наталия Орлова из Альфа-банка. Рост цен на нефть перед выборами президента может побудить власти повысить зарплаты госслужащих и пенсии, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Трехлетний бюджет на 2017–2019 гг. министр финансов Антон Силуанов назвал одной из главных побед Минфина в 2016 г. Были отдельные мнения, что нужен однолетний бюджет, но решили сделать на три года, сказал он: «Это очень важно, так как среднесрочные ориентиры повышают прогнозируемость условий ведения бизнеса». «Неопределенность» Силуанов считает главным сдерживающим инвестиционную активность фактором. Но и в самом бюджете ее немало.

Нефть и выборы

В трехлетку заложена цена нефти $40/барр. и планово снижающийся дефицит с 3,2% ВВП в 2017 г. до 1,2% в 2019 г. В основе бюджета макропрогноз (его Минэкономразвития меняло трижды под давлением Минфина в октябре), исходя из которого экономика будет расти на 0,6% ВВП в 2017 г., на 1,7% в 2018 г. и на 2,1% в 2019 г. Минфин намерен выполнить план бюджетной консолидации, говорил Силуанов на прошлой неделе.

Но может помешать дорожающая нефть. Дополнительные доходы при повышении цены нефти до $50/барр. министр прежде оценивал в 1 трлн руб. Часть потратим, а часть будем сберегать, обещал Силуанов. На дополнительные расходы может быть направлено около 1% ВВП (почти 800 млрд руб.), говорит федеральный чиновник, Минфин проводит жесткую политику, но это часть правительства, где решения принимаются коллегиально. Риски такие есть, но, вероятнее всего, дополнительные траты будут меньше 1% ВВП, признает чиновник Минфина.

В 2016 г. Минфин уже убедил правительство заморозить 10% расходов, ввел казначейское сопровождение бюджетных средств, жесткие правила возврата неиспользованных субсидий, что должно было привести к бюджетной экономии. Однако осенью правительство решило погасить задолженность оборонных предприятий перед банками, что привело к росту расходов на 800 млрд руб.

Неизвестные правила

Из-за дорожающей нефти и снижающейся инфляции экономика будет расти быстрее. Примерно на 1–1,5%, ожидает Силуанов. А это означает корректировку макропрогноза, а вместе с ним и параметров бюджета уже весной.

Большая часть расходов бюджета – непроизводительные: социальные и оборонные (см. таблицу). Растет и доля секретных расходов, констатируют эксперты Центра развития НИУ Высшая школа экономики: в 2017 г. она увеличивается до 17,1%, при этом только 11% приходится на оборонные статьи бюджета.

Схема помешала

Если посчитать расходы в 2016 г. за исключением разовой операции по досрочному погашению «кредитной схемы» – мы даже несколько перевыполнили план, говорил Силуанов, дефицит бы составил 2,7% ВВП.

Необходимо перераспределить расходы бюджета в пользу инфраструктуры и человеческого капитала, говорит Силуанов. Но не стоит ждать этого в ближайшее время. Минэкономразвития должно представить свои предложения по структурным реформам 2018–2024 гг. к маю, напоминает он. Вряд ли они будут дорогими и потребуют дополнительных расходов, сомневается министр. Менять структуру расходов без понимания контура налоговой и пенсионной системы невозможно. Свои предложения по ключевым параметрам налоговой системы на 2019 г. правительство и бизнес должны представить к 1 декабря 2017 г., следует из поручений президента по итогам послания Федеральному собранию. Госдуме принять налоговый пакет нужно в весеннюю сессию 2018 г., чтобы он заработал в 2019 г., оценивает Силуанов. До этого возможны точечные решения по страховым взносам, но никаких конкретных решений нет, уточняет федеральный чиновник.

Не все предложенные Минфином для наполнения бюджета меры в 2017 г. могут сработать. Например, жесткое требование к госкомпаниям платить дивиденды в 50% чистой прибыли МСФО, которое должно принести бюджету более 483,48 млрд руб. доходов. Но в 2016 г. добиться своего Минфину не удалось – меньше 50% по МСФО заплатили крупнейшие госкомпании, например «Транснефть» и «Газпром». С одной стороны, сильная концентрация власти в руках президента и правительства, а с другой – власть опирается на группы влияния, такие как бюрократия, крупные лоббистские группы в бизнесе, и вынуждена учитывать их интересы, говорит Тихомиров, часть власти решает, что исключений из правила не будет, но через «несколько недель мы слышим, что некоторые госкомпании будут платить по-старому, со стороны их представителей и отдельных чиновников».

Параметры нового бюджетного правила Минфин предлагает определить уже в I квартале 2017 г. Его прежнюю версию раскритиковали Минэкономразвития, Счетная палата, депутаты и эксперты, и оно было исключено из основных направлений бюджетной политики на трехлетку. Плавные темпы консолидации обеспечат снижение балансирующей бюджет цены нефти до $45/барр. по итогам 2019 г., что позволит с 2020 г. уже в полном масштабе внедрить новую концепцию бюджетных правил, говорит Силуанов. Вычет из экономического роста от консолидации оценивала в 0,5 п. п. главный экономист Сбербанка Юлия Цепляева.

Смягчения бюджетной политики из-за выборов ожидают эксперты ОЭСР и советуют менять структуру расходов в пользу сокращения субсидий предприятиям и роста трат на образование и здравоохранение. Правительство может инициировать реформы, а может сохранить статус-кво, оценивают аналитики Morgan Stanley. Все понимают, что нужны структурные реформы, но никто не знает, какие именно, соглашается федеральный чиновник. В отсутствие устойчивого экономического роста любой прогресс в бюджетной и монетарной политике будет девальвирован перераспределительной политикой, констатирует другой чиновник.

Социальные расходы , которые может увеличить Кремль из-за дорогой нефти в преддверии президентских выборов, могут стать неожиданным драйвером роста в будущем году, говорит Тихомиров. Выборы могут повлиять на распределение дополнительных доходов, только если они появятся, указывает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, а если они не появятся, то и распределять будет нечего.