Оператор «Платона» хочет контролировать и вес грузовиков

Контракт может достаться ему без конкурса
У «Платона» может появиться дополнительная работа/ Максим Стулов/ Ведомости

Компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит Игорю Ротенбергу и «РТ-инвесту») подала в правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Это подтвердил первый замминистра транспорта Евгений Дитрих (через пресс-службу). РТИТС готова реализовать проект, отмечает ее представитель.

Ранее министр транспорта Максим Соколов говорил, что инвестор будет выбран на открытом конкурсе. Но после того как поступило предложение от РТИТС, конкурса может не быть. По закону государство может принять одно из трех решений: отклонить инициативу, принять в предложенном виде или с изменениями и дополнениями, уточняет Дитрих. После рассмотрения заявки будет опубликовано техническое задание, принять участие в конкурсе смогут претенденты, соответствующие заявленным условиям, передал Дитрих. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев.

Исследование, проведенное в 2016 г., показало, что частично новую систему контроля можно объединить с рамками, установленными РТИТС для контроля оплаты проезда грузовиков (194 рамки в 34 регионах, к концу 2017 г. их должно стать 481). 256 рамок для весогабаритного контроля (всего нужно 387 пунктов, по подсчетам Росавтодора) можно объединить с «Платоном», пишут авторы исследования из ООО «Транспортная интеграция».

При глубокой интеграции с «Платоном» понадобится 22,5 млрд руб. капитальных затрат, подсчитали авторы исследования, без «Платона» – 36,5 млрд (см. график). Но в предложении РТИТС капзатраты выше – 28,9 млрд руб., знает участник инфраструктурного рынка, как и плата государства оператору: не 51,6 млрд в 2017–2027 гг., а 68,3 млрд в 2018–2029 г. Представитель РТИТС не комментирует эти данные.

Составить конкуренцию РТИТС может, например, «Ростелеком» или «Ростех» (владеет 25,01% «РТ-инвеста»), если решит выступить отдельно, полагает участник рынка. «Ростелекому» интересен проект и он готов принять участие в конкурсе, сказал его представитель. Представитель «Ростеха» не ответил на запрос. Вряд ли кто-то подаст альтернативную заявку, сомневается федеральный чиновник. Концессию на «Платон» РТИТС также получила без конкурса по распоряжению премьера Дмитрия Медведева.

Сейчас каждый третий грузовик, по словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, на федеральных трассах нарушает весовой норматив в среднем на 30%. Автомобили в основном проверяют в пунктах стационарного контроля – водителя останавливают и предлагают заехать на весы. Эти пункты – зона черного нала, водителю все равно, платить штраф или проверяющему, говорит чиновник, поэтому нужен автоматический контроль.

В 2016 г. было выписано более 30 000 штрафов за перевес (150 000–500 000 руб.). Запущенная в Вологодской области в тестовом режиме автоматическая система контроля (дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации) выявила в 30 раз больше нарушений (более 1 млн), по данным Росавтодора. В среднем фиксируется 24 нарушения в день, их количество снизилось в 12 раз, говорится в материалах к коллегии Росавтодора. Потенциальная сумма штрафов в сутки после запуска системы снизилась в 8 раз до 5,4 млн руб. с 42,6 млн.

Пока Росавтодор ставит систему в Вологодской области за государственный счет. Всего работает 23 пункта. Стоимость установки в зависимости от категории дороги – 23–48 млн руб., сообщал ранее директор «Росдормониторинга» Константин Угаров. Контракты на изготовление рамок получали «Стройинвестпроект М», «Тензом-М», а также, например, иностранные Betamont и Camea, говорил представитель Росавтодора.

Назначение единственным исполнителем, каким стала РТИТС по системе «Платон», всегда вызывает массу вопросов, ФБК Алексея Навального создал практику оспаривания таких решений, напоминает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Видимо, на этот раз РТИТС, чтобы снизить общественный резонанс и риски оспаривания, предпочла процедуру частной концессионной инициативы, считает Иванова. Частная инициатива – более цивилизованная практика, хотя и здесь остаются вопросы: законом не определено ведомство, уполномоченное рассматривать оферты инициаторов, комментирует Иванова, поэтому заявка подана в правительство. Юридическая неопределенность создает риски на старте всей процедуры и закрепление четкого порядка сделает ее более понятной и прозрачной, замечает она.