Китайские спекулянты взвинтили цены на сырьевых рынках

Неопытные трейдеры сделали фьючерсы на арматурные стержни и железную руду самыми торгуемыми сырьевыми контрактами в мире
Китайские трейдеры, лишившись возможности зарабатывать на акциях, пытаются искать удачи на сырьевых рынках/ Bobby Yip/ Reuters

Западные трейдеры, работающие с сырьевыми товарами, в начале года были уверены, что ситуация на рынках во многом будет определяться состоянием экономики Китая. Чего они не предполагали – так это того, что определять динамику цен будут рыночные спекулянты из страны, являющейся крупнейшим мировым потребителем многих видов сырья.

В последний месяц сырьевые фьючерсные рынки Китая охватила едва ли не мания – на них пришла армия трейдеров, торгующих внутри дня, и управляющих, которые пытаются получить повышенный доход для своих состоятельных клиентов. Дневные объемы торгов некоторыми видами сырья, например железной рудой, выросли так сильно, что порой превышали годовой импорт. На прошлой неделе объем торгов фьючерсами на стальные арматурные стержни в Шанхае превысил оборот на всем китайском рынке акций.

Обеспокоенные такой активностью, которая живо напомнила надувшийся к июню 2015 г. пузырь на фондовом рынке, пережившем затем полномасштабный обвал, китайские биржи стали повышать комиссии за транзакции и гарантийное обеспечение по фьючерсам. Это позволило немного сбить спекулятивный раж и приостановить ценовое ралли. Однако остается неясным, смогут ли эти меры остановить наплыв новых инвесторов, ищущих возможности заработать после того, как регуляторы в прошлом году радикально ужесточили надзор за рынком акций. Фьючерсные рынки в Китае пока регулируются слабо.

Все это может оказать существенное влияние на механизм формирования цен на сырье и привести к его существенному удорожанию. «Этот рост представляет серьезную опасность для ценообразования на мировых сырьевых рынках, учитывая, насколько слабо надзорный режим в Китае регулирует деятельность и защищает инвесторов, которые являются, наверное, самыми большими спекулянтами в мире», – говорится в отчете Citigroup, вышедшем на этой неделе.

Свою силу китайские финансисты продемонстрировали западным коллегам еще год назад, когда группа хедж-фондов во главе с Shanghai Chaos организовала игру на понижение цен на медь. Однако сейчас на сырьевой рынок пришли неспециализированные игроки – розничные трейдеры и управляющие благосостоянием, раньше предлагавшие клиентам структурные продукты с высокой доходностью (которую во время роста экономики удавалось получать, в частности, благодаря инвестициям на рынке недвижимости). На Шанхайской фьючерсной бирже и Даляньской сырьевой бирже сейчас торгуются контракты на сырье, которые по обороту занимают соответственно первое и третье места в мире, – на стальные арматурные стержни и железную руду.

Одной из причин интереса китайских трейдеров к сырьевым рынкам стал рост кредитования в этом году, который власти Китая в очередной раз использовали с целью оживления экономики. Это привело к росту активности в строительном секторе, заставив инвесторов делать ставки, которые могут сыграть в результате экономического подъема. Но масштабы роста рыночной активности свидетельствуют, что новые игроки несут капитал на рынки, с которыми они плохо знакомы, говорит Скотт Хобарт, управляющий портфелем HFZ, которая торгует сырьем как в Китае, так и на мировых рынках: «Совершенно очевиден интерес к краткосрочной торговле и краткосрочным рискам». Источник части капитала – управляющие благосостоянием, уверен Логан Райт, директор по анализу китайских рынков Rhodium Group в Гонконге. Многие из них потеряли деньги из-за кризиса на рынке недвижимости и замедления экономики, оставшиеся пытаются реализовать все более спекулятивные стратегии, чтобы обеспечить клиентам обещанную целевую доходность, говорит он.

Кроме того, китайский рынок облигаций сильно пострадал из-за дефолтов государственных и полугосударственных компаний – а ведь инвесторы долгие годы были уверены, что государство их не допустит. Рынок же акций за последний год упал на 30%.

Рост спекулятивной активности на китайском сырьевом рынке отразился и на реальном секторе. Цены на сталь с начала года выросли более чем на 50% после шести лет падения, и это заставило часть китайских компаний возобновить или увеличить производство – в то время как мировой рынок остается перенасыщен сталью. «Рост цен на сталь в Китае существенно повысил норму прибыли у сталелитейных компаний. Если же спрос окажется недостаточным, чтобы поглотить растущий объем выпуска, это создаст условия для коррекции», – говорит Хобарт.

Мировым рынкам, по-видимому, придется привыкать к растущему влиянию Китая. Китайские сырьевые биржи хотят допустить к торгам иностранных трейдеров, в этом году в Шанхае планируется начать торги международным фьючерсом на нефть. «Чем больше китайский рынок будет связан с зарубежными и наоборот, тем сильнее будет его воздействие», – говорит Джереми Ист, начальник отдела торговли металлами и сырьем Standard Chartered в Гонконге. Нефтяной контракт по-настоящему откроет китайский рынок миру, полагает он.

Перевел Михаил Оверченко