Бизнес-школы все чаще нанимают в преподаватели топ-менеджеров

И это дешевле, чем переманивать маститых профессоров из конкурирующих школ
Мерсону так понравилось преподавать, что он досрочно ушел из BDO и стал адъюнкт-профессором менеджмента и предпринимательства в LBS/ London Business School

Партнер аудиторской компании BDO Руперт Мерсон начал читать лекции в London Business School (LBS) случайно: один из его коллег, у которого было запланировано выступление в школе, попросил заменить его. «Он сказал, что в это время у него встреча с клиентом, но я думаю, что у него просто сдали нервы. Он знал, что я люблю выступать перед публикой», – вспоминает Мерсон. Темой лекции было финансирование стартапов – тема, по которой Мерсон ранее писал книги, поэтому он уверенно выступил перед студентами MBA, а несколько месяцев спустя школа пригласила его участвовать в преподавании финансового курса.

Мерсону так понравилось преподавать, что он досрочно ушел из BDO и стал адъюнкт-профессором менеджмента и предпринимательства в LBS.

Из 162 преподавателей LBS примерно каждый пятый – адъюнкт-профессор или сотрудник, работающий по временному годовому контракту. Эти сотрудники привносят реальный опыт в преподавание таких предметов, как маркетинг или корпоративные финансы. Все адъюнкт-профессора LBS выступают в роли стажеров по отношению к штатным преподавателям, учась у них, как изложить студентам свой жизненный опыт, не выходя за рамки курса. А преподаватели из академической среды узнают, как проблемы бизнеса решаются на заседаниях советов директоров, говорит заместитель декана LBS Мадан Пиллютла.

Число преподавателей с опытом в бизнесе в Lancaster University Management School с 2010 г. увеличилось с девяти до 18 человек, декан школы Ангус Лэнг стремится к тому, чтобы через два года каждый десятый из 250 преподавателей его школы был бывшим топ-менеджером: партнером аудиторской или консалтинговой фирмы, гендиректором или предпринимателем, только что продавшим бизнес.

Не каждый годится

Каждый год AACSB отсеивает пятую часть желающих поступить на учебную программу для топ-менеджеров, желающих стать преподавателями, из-за отсутствия у них степени магистра или недостатка практического опыта.

Зарплаты штатных профессоров существенно выше, чем у «бывших», но у последних есть возможности для подработки. Так, Мерсон в свободное от преподавания время работает независимым консультантом. «Клиенты становятся объектами кейсов, которые я даю студентам. А студенты иногда становятся клиентами», – говорит он.

Организация Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB) проводит специальные курсы для топ-менеджеров, желающих стать преподавателями. Эти курсы прошли уже несколько сотен бывших руководителей из таких компаний, как Coca-Cola, BP и EY. После учебы бывшие руководители получают статус преподавателя-практика, который признается 786 аккредитованными AACSB школами по всему миру.

Саймон Уайлд – старший управляющий в инвесткомпании Macquarie Capital, в 2011 г. он получал степень магистра финансов в London School of Economics и решил стать преподавателем. Сейчас Уайлд совмещает часы преподавания в Университете Бата, лекции в лондонском Imperial College и работу на Macquarie два дня в неделю. Он признает, что пока ему не удается избавиться от отношения к студентам как к клиентам, особенно учитывая, какие суммы они платят за обучение в британских университетах.

Перевела Надежда Беличенко