Кто виноват в том, что люди сегодня не находят работы?

Прошла вторая волна сокращений, новый набор практически остановлен

Нас часто спрашивают (и в голосе теплится надежда): а правда, что рынок труда пошел в рост? Вроде позиций на рекрутинговых интернет-порталах стало больше, приглашений на собеседования и тестирования тоже. Означает ли это также, что и сокращений больше не будет? 

Мы, консультанты компании, которая на рынке труда России уже 23-й год и пережила вместе со всей страной как минимум три кризиса, смотрим на ситуацию скептически и с большой осторожностью комментируем высказывания о том, что рынок, мол, «отскочил» и даже начал подрастать.

Что на самом деле происходит сейчас? Больших позитивных изменений ни в макроэкономике, ни в микроэкономике сейчас не наблюдается, Россия по-прежнему в тисках санкций, отрезана от рынков капитала и технологий.

Дальновидные компании начали планировать сокращение персонала еще прошлым летом, когда были объявлены санкции. В конце 2014 – начале 2015 г. прошла вторая волна сокращений, уже совершенно очевидных. Новый набор практически остановлен. Позиции на работных сайтах были размещены по большей части для мониторинга рынка и сбора резюме «на перспективу».

Многие оставшиеся без работы не имели большой подушки безопасности в виде накоплений,  а большинство вообще были обременены обязательствами (ипотека, семья с иждивенцами и проч.).

К началу весны 2015 г. ситуация сложилась очень острая. Часто письма к рекрутерам были практически криком души. Люди рассказывали всю историю своей жизни, умоляли помочь найти работу, предлагали работать первый месяц без зарплаты, доказывая свой профессионализм и мотивацию. Соискатели предлагали бартер: посидеть с детьми рекрутера, пока тот ищет подходящие вакансии, давать уроки английского, делать презентации и финансовые отчеты и оказывать юридические консультации.

Встречались и откровенные манипуляторы. Одна неуравновешенная особа после очередного отказа работодателя прислала в нашу компанию письмо: я, такая-то такая-то, с таким-то опытом и компетенциями. Семьи нет, друзей нет. Столько-то месяцев без работы. Не вижу смысла дальше жить без любимого дела. Обывательские ценности меня не интересуют, существованием без работы не дорожу. Вся надежда только на вас. Молодой впечатлительный рекрутер в панике бегал с таким сообщением от соискательницы в тщетной попытке хоть кому-нибудь из клиентов-работодателей предложить сомнительную кандидатуру, пока старшие товарищи его не просветили, что это шантаж чистой воды. Эту даму не было жалко, эмпатии она не вызывала. Но читать ее опусы было жутко.

Бывает и так, что кандидат вызывает у рекрутеров искреннюю симпатию, а ситуация, в которой он оказался, сочувствие и желание помочь. Например, недавний случай с молодым соискателем. Очень приятный внешне, интеллигентный, с хорошими манерами, он располагал к себе. При отличном образовании и опыте работы он попал в карьерный тупик: сделал неверный шаг после ухода с хорошей работы до кризиса-2008, потом, стремясь быстро исправить ошибку, тут же совершил еще одну. Потом ушел в никуда и занялся консалтингом, попытался вернуться в корпоративную жизнь – не получилось. В итоге единственный кормилец в семье с детьми и ипотекой два года провел без работы. При этом он с невероятным достоинством проходит интервью, никакого негатива, никакого давления на рекрутера. Человек не манипулирует, он полностью принимает на себя ответственность за собственное трудоустройство.

Действительно, важно разделять ответственность. Ответственность рекрутера как делового партнера соискателя на рынке труда - предложить его кандидатуру на подходящие вакансии и проекты  в своем портфеле. Ответственность соискателя - подготовиться, мобилизоваться и достойно пройти интервью, проявить себя с наилучшей стороны. И если после интервью соискателю отказывают, это означает в лучшем случае то, что нашелся кто-то, кто это интервью прошел лучше.

А в худшем, что соискатель провалил собеседование, не смог ответить на профессиональные вопросы, проявил незрелость личностных компетенций, был неадекватен по своим финансовым ожиданиям и т. п.

Но на самом деле мало кто из соискателей полностью осознает свою ответственность за успешный процесс поиска работы. Виноваты все, кроме него самого: кадровые агентства, которые не хотят отправлять резюме на позиции своих клиентов-работодателей, работодатели, которые не приглашают на интервью или отказывают после одного или нескольких собеседований, HR, нанимающие менеджеры, СБ, корпоративная культура компаний, солнечные  затмения – всего и не перечислишь.

И совсем немногие задумываются: а что я еще могу сделать, чтобы улучшить свои шансы как соискатель? Как стать более конкурентоспособным? А сделать можно и нужно реально много! Начиная от придания ценности своему резюме, заканчивая работой над своими "слепыми зонами" и неэффективными шаблонами поведения (метапрограммами), которые опытный рекрутер (в агентстве или у работодателя) идентифицирует у вас на раз-два и которые являются препятствием к получению желанной позиции.

Еще есть одна категория соискателей, это те, кто хочет завести себе «карманного» хедхантера. Они стараются подружиться с кем-то в агентствах по подбору персонала. На собеседованиях откровенно льстят, сами инициируют последующее общение, приглашения на кофе, ланчи, предлагают перейти на «ты», «записываются» в друзья в соцсетях. И в дальнейшем считают возможным продвигать себя через хедхантера  «по дружбе», периодически напоминая про съеденные совместно ланчи и сделанные мелкие одолжения. Личное знакомство  с известным хедхантером сейчас так же удобно и престижно, как  знакомство с хорошим дантистом или директором магазина в советские времена. Но рекрутеры не любят, когда их используют и постепенно «сбривают» псевдодрузей.

Хорошей альтернативной стратегией для соискателя будет поддерживать связь с двумя-тремя профессиональными хедхантерами, не чаще чем раз в полгода напоминать о себе, обновлять свое резюме, спрашивать совета, интересоваться состоянием рынка труда им т. п.

Рынок труда сейчас стабилизировался и обрел наконец четкие и понятные правила игры и этические нормы. Основные факторы удачи на нем, по нашему мнению, это профессионализм, гибкость, честность и высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта).

Позиций сейчас действительно прибавилось по сравнению с началом года. Но это не тот рост, о котором стоило бы говорить с восторгом и оптимизмом. Зачастую это просто естественный кругооборот вакансий: кто-то уезжает учиться или на международную ротацию, кто-то уходит в декрет или на пенсию, кто-то к конкуренту или в свой бизнес, и компания ищет замену. Но новых должностей и рабочих мест создается совсем немного. Просто компании адаптировались к жизни в условиях жесткой экономии ресурсов, переориентировались на отечественные продукты, запчасти и материалы и заморозили до лучших времен перспективные, но требующие больших инвестиций проекты. Компании сейчас как бы зависли в шатком равновесии: ничего не развивают, но зато и пока больше никого не сокращают.

Но в любой момент это равновесие может нарушиться. А это означает, что не только тот, кто сейчас в поиске работы, должен серьезно потрудиться, чтобы усилить и усовершенствовать свой бренд соискателя, но и те, кто сейчас благополучно работает. Это обеспечивает определенный уровень безопасности в турбулентные времена, повышает самооценку и дает свободу человеку заниматься тем, что для него важно и ценно.