Медленно и неверно

Новая идея наказания иностранных технологических компаний дорога и неэффективна

Инициатива о замедлении интернета, которую, по данным «Ведомостей», обсуждают в администрации президента и Госдуме, довольно стандартна для нынешней законодательной моды. Она трудновыполнима технически и дорогостояща, она неэффективна, политическая и репрессивная логика в ней преобладает над экономической, ее реализация ударит по конечному пользователю.

Речь идет об инструменте, принуждающем иностранные компании к исполнению решений российских судов и госучреждений. Предлагается снижать скорость доступа к их сайтам – примерно так снижается скорость трафика на лимитированных мобильных тарифах, когда пользователь выходит за пределы лимита. Но если у мобильных операторов необходимое оборудование уже стоит, всем остальным его придется устанавливать (в случае «Ростелекома» это обойдется в сотни миллионов долларов). Эти сложные и дорогостоящие усилия пойдут прахом, потому что легко обходятся при помощи набирающих все большую популярность у пользователей инструментов обхода блокировок.

Логика политическая и репрессивная тут очевидна, в отличие от экономической или корпоративной. В предвыборный период необходимо затруднить доступ к ряду потенциально опасных ресурсов (фильм-расследование ФБК о Дмитрии Медведеве на YouTube за неполные две недели набрал почти 8,7 млн просмотров) и при этом выглядеть цивилизованными регуляторами. Закон осложнит жизнь операторам и российским IT-разработчикам, ударив по принципу сетевой нейтральности.

Да, проблема игнорирования транснациональными компаниями решений властей конкретной страны реальна (вопросы к Google и Microsoft есть, к примеру, у Еврокомиссии).

Помимо отказа Google выполнять требования ФАС решения российских судов игнорировали Facebook и Twitter. До сих пор инструментом принуждения служили штрафы и угрозы блокировки (заблокирован LinkedIn).

Обязать иностранные компании сотрудничать с властями, соблюдать законодательство и выполнять требования суда, не прячась за «корпоративную вуаль», можно цивилизованными способами. Пример – действующий с начала года закон о «налоге на Google», предполагающий введение НДС на продажи электронных услуг иностранными компаниями. Правда, платить за это в конечном счете приходится российским пользователям: в январе выросли цены за пользование рядом сервисов Google, в феврале НДС стали платить российские пользователи, зарегистрированные на eBay, в апреле поднять цены на некоторые свои сервисы обещает Apple.

Проблемы с взаимопониманием разрешаются в атмосфере доверия и при понятных правилах игры. Но доверие со стороны иностранных компаний подрывается тем, что в решениях российских властей они видят не заботу о российских пользователях, а стремление к тотальному контролю (или заботу об интересах конкретных российских компаний).

Главная задача разработчиков во всем мире – ускорить работу своего ресурса или приложения. Обсуждаемая инициатива ставит перед отечественной IT-сферой противоположную задачу. Решить ее непросто, но мы не привыкли отступать.