Ходорковский: «Этот режим сделал много плохого»

Бывший глава ЮКОСа предсказал Кремлю кризис лояльности и объяснил, почему Запад никогда не договорится с Путиным
Бывший глава ЮКОСа предсказал Кремлю кризис лояльности/ Peter Nicholls/ Reuters

Михаил Ходорковский планирует вернуться в Россию, как только "режим начнет разваливаться", сказал он в интервью The Daily Beast. Сейчас же он делает все, что в его силах, чтобы при крушении режима коллапс произошел не так, как в начале 1990-х, а иначе и чтобы не повторились прежние пагубные ошибки.

Вероятно, что с нынешним уровнем поддержки Владимир Путин легко выиграет президентские выборы 2018 г. и останется у власти еще на шесть лет, до 2024 г., отмечает издание и пишет также, что Ходорковский готов ждать, даже если для перемен потребуется 10 лет. "Думаю, что есть шанс, что построенной системе придет конец раньше чем через 10 лет, - сказал он. - Ситуация очень нестабильна, окружение Путина начинает думать, что останется после него. Модель, которую он строит, не способна прожить долго, через 10 лет произойдет кризис лояльности, когда ему будет больше 70, а его бюрократам - только по 40". Европейским и американским политикам Ходорковский при встречах объясняет, что они никогда не смогут договориться с Путиным, потому что у него "полицейский менталитет", и даже если с ним заключит сделку политик вроде Дональда Трампа, "все равно потом что-то пойдет не так".

По словам Ходорковского, он не ищет, как бы отомстить Кремлю за то, что ему пришлось много лет отсидеть в колонии. Он критикует Кремль за давление на гражданское общество в целом и за неверную экономическую политику. "Больше всего мне жаль, что еще в 2003 г., вместо того чтобы выбрать построение прозрачной экономики, заняться индустриализацией и вестернизацией, Путин испугался и выбрал собственную несменяемую власть вкупе с коррупцией, империалистическим и монополизирующим капитализмом, - говорит бизнесмен. - Мы [ЮКОС и другие успешные российские компании] собрали для страны от двух до трех триллионов долларов. И куда они эти деньги потратили? Вместо того чтобы создать хотя бы десяток развитых и устойчивых городов - Петербург, Краснодар, Екатеринбург, они просто спустили деньги в унитаз". При этом он предложил доходы от природных ресурсов России перечислять гражданам - к примеру, как это делает Норвегия, на индивидуальные счета.

Этот режим "сделал много плохого", эти действия должны рассматривать суды, которые должны увидеть все необходимые свидетельства и доказательства, отметил Ходорковский. Он добавил, что он лично против персонального преследования, но независимые суды должны хотя бы установить, действительно ли Путин лично отдал приказ убить Александра Литвиненко или приказ стрелять по мирным гражданам на Украине. Однако он предвидит проблему с людьми, которые реально совершали преступления, поскольку таких обнаружатся тысячи. Всех их посадить будет невозможно, поэтому им можно будет предложить подписать акты об амнистии на условиях, что они обязуются вернуть все награбленное и не смогут занимать важные посты на госслужбе.

Ранее Ходорковский уже высказывался против массовой люстрации и за персональную неприкосновенность президента и премьер-министра после их отставки. Люстрацию он считает вредной для страны, где общество и так разобщено и где много ненависти, по его мнению, кто-то должен начать прощать и сделать это лучше тем, кто считает себя более моральным. Про персональную неприкосновенность первых лиц он сказал, что так принято во многих странах и что это нормально, если премьеры и президенты не совершали личных преступлений.

"Изменения международных границ можно будет обсудить позднее", - добавил бывший глава ЮКОСа, отметив, что подразумевает Крым и Северный Кавказ. В 2014 г. он говорил, что проблема Крыма после его присоединения к России растянется на десятилетия и он лично не доживет до момента, когда нужно будет принимать решение о возвращении Крыма Украине. Про Северный Кавказ он говорил в интервью The New Times в 2013 г., что если вопрос будет стоять как альтернатива - отделение этих республик или война, то он бы принял решение воевать, поскольку для него приоритетом является территориальная целостность. В статье "Россия будет открытой" летом 2015 г. он назвал нынешние отношения северокавказских республик с федеральным центром извращенными.

Пока он считает основной задачей вывести российское общество из апатии, заставить его перестать принимать незаконные институты и решения и начать добиваться того, что ему принадлежит по праву. По его словам, россиянам нужно перестать чувствовать, что государство их контролирует, и поверить, что они могут управлять государством.