Из России уезжает в разы больше людей, чем учитывает статистика

Комитет Кудрина представил доклад об уровне эмиграции
Для России эмиграция приобретает опасный характер/ А. Гордеев/ Ведомости

Для России эмиграция приобретает опасный характер из-за потерь демографического, социально-экономического и интеллектуального капитала, говорится в докладе «Эмиграция из России в конце 20 - начале 21 века», подготовленном Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина. По оценкам Росстата, Россию с 1989 по 2015 г. покинули около 4,5 млн человек. Поскольку методология учета миграционных потоков из России поменялась за последнее десятилетие, то узнать точное число уехавших не представляется возможным.

Власть заинтересована в том, чтобы остановить поток квалифицированных работников и талантливых людей, считает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «Сделать это репрессивными методами довольно сложно, скорее нужно создавать приличные условия для жизни и работы. Поэтому должны учитываться интересы не только большинства, но и интересы других групп, в том числе их интересы и во внутренней политике. И власть сейчас заявляет об этом». Какие-то попытки приостановить поток эмигрантов есть, например то же «Сколково», и власть готова в это вкладываться, но это не всегда удачно, говорит он: «Возможно, не хватает готовности рискнуть и дать побольше свободы этим людям».

Один из авторов доклада - эксперт КГИ Александр Гребенюк - говорит, что недостаточно информации для оценки потока эмигрантов в 2010-е гг.: «По нашим данным, порядка 120 000-150 000 человек уезжают ежегодно с 2013 г. Например, в Швейцарию уезжает элита и ученые, но многие это делают тихо, не снимаясь с учета в МВД, и для российской статистики остаются неучтенными». Хотя эмиграцию во всем мире считают хуже, чем уровень миграции, добавляет он.

По данным экспертов, минимум выехавших был в 2009 г., в 2014 г. примерно подбирается к уровню 1995 г. Выросла география регионов выезда из России, при этом большинство уезжает из приграничных регионов и регионов с высокими макроэкономическими показателями. Среди регионов с наибольшим числом выехавших с 2012 по 2014 г. - Москва и область, Санкт-Петербург. Если же брать с начала 2000-х, то Москву обгоняет Омская область.

Наименьшая интенсивность оттока - из регионов с наименьшими показателями валового регионального продукта и с самыми высокими показателями безработицы. Причина того, что наибольший поток эмигрантов - из более благополучных в социально-экономическом отношении регионов, в том, что люди понимают, что в этих регионах, где созданы неплохие условия для развития, они уже достигли своего потолка - это касается и ученых, и предпринимателей, говорит Гребенюк: «У них есть потенциал для развития, который они уже не могут реализовать здесь. Люди из более бедных регионов все-таки нацелены на внутреннюю миграцию».

Эмиграционный поток имеет высокие показатели качества человеческого капитала. Среди основных причин эмиграции — личные, говорят эксперты. По данным социсследований, это неудовлетворенность перспективами роста материального благосостояния, соцстатуса, личной и экономической безопасности. Доля тех, кто имеет высокие миграционные установки, колеблется от 8 до 23% согласно социсследованиям, наиболее высокие показатели среди молодых людей и людей среднего возраста с высшим образованием, проживающих в крупных городах.

Также среди причин, подталкивающих к отъезду, - нестабильные экономические условия ведения бизнеса, отсутствие конкуренции, коррумпированность, возрастающие риски личной и предпринимательской безопасности, низкие бюджетные расходы на науку и образование, низкая зарплата. Среди социально-политических причин - сочувствие оппозиционным взглядам, опасность подвергнуться преследованию из-за своей позиции, слабость институтов, недоверие к правоохранительной и судебной системе. Среди притягивающих внешних факторов - спрос на высококвалифицированных работников, возможность улучшить качество жизни, благоприятный предпринимательский климат и др. «Поток эмигрантов уменьшится, если вырастет уровень экономического благосостояния, то есть нужно снимать основной выталкивающий фактор - экономический. Меры государственного управления не будут работать, нужен структурный подход - менять условия», - говорит Гребенюк.

По данным на 2014 г., наиболее высокие показатели человеческого капитала имеет поток россиян в Канаду (42% имели высшее образование), потом в США (38%), Израиль (34%), Германию (31%). Для сравнения: доля лиц, имеющих высшее образование, среди иммигрировавших в Российскую Федерацию - 14%. При этом чаще всего на Запад уезжают ученые, студенты, предприниматели, постепенно растет прослойка рантье, которая вывозит денежные активы и живет на дивиденды, — это все чаще бывшие чиновники, семьи политической, финансовой и бюрократической элит, говорится в докладе.

«Мозги ценятся за рубежом, большое число тех, кто уезжает, - это недавние выпускники университетов, и самых образованных выявляют еще на стадии обучения. Но если в России не создавать привлекательные условия, то всегда найдутся интересанты, которые будут заинтересованы в умных людях из России», - говорит председатель комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов (ЛДПР). Эмиграция всегда была, вопрос в интенсивности, говорит он: «Нужно создавать в России условия,чтобы ученые были востребованы здесь и могли реализовывать свои разработки, чтобы государство было в них заинтересовано. Предпринимателям создавать соответствующий бизнес-климат».

Да и в целом - создавать благоприятные условия жизни для всех тут», - говорит он. Сейчас среди уезжающих наверняка будет увеличиваться число тех чиновников, которые были замешаны в коррупции, после громких задержаний, полагает он. Поток эмигрантов вырос с 2012 г., это связано с итогами парламентских и президентских выборов, полагает председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова: «Значительную долю выезжающих составляют врачи, юристы, ученые, преподаватели, то есть это действительно наш электорат. И сейчас можно ожидать новой волны отъезда». Чтобы приостановить этот поток, нужна демократизация политической жизни, создание условий для науки и образования: «Пока же везде - отсутствие четких целей и стратегии. Это видно на примере образования - новый министр выдает каждый день разные новшества - складывается ощущение, что стратегического планирования сферы образования нет, а один человек может все поменять».