Депутаты не смогут встречаться с народом без разрешения властей

Инициативу московских единороссов распространят на всю страну
«Единая Россия» считает, что массовые встречи с избирателями – путь к майданам/ Евгений Егоров/ Ведомости

Депутатов всех уровней обяжут проводить встречи с избирателями в форме публичных мероприятий, уведомляя об их проведении власти согласно закону о митингах и шествиях. Поправки в ряд законов, регламентирующих это, внесла в четверг в Госдуму депутат Ирина Белых («Единая Россия»). По ее мнению, они упрощают процедуру организации депутатом встреч с избирателями в форме митинга (см. врез), хотя на деле направлены на предотвращение несанкционированных митингов под видом встреч с избирателями.

Пока федеральный закон разрешал депутатам встречи с избирателями без согласований, в Петербурге этим пользовались организаторы акций протеста против передачи РПЦ Исаакиевского собора, в Москве – противники введения системы «Платон». В декабре 2016 г. единороссы Мосгордумы приняли закон, обязывающий московских депутатов уведомлять власти о своих публичных встречах, а Заксобрание Санкт-Петербурга (ЗС) 1 февраля одобрило в первом чтении аналогичный законопроект для своих депутатов. Под видом встречи с избирателями депутаты «могут устроить майдан», сказал тогда журналистам лидер фракции единороссов в ЗС Александр Тетердинко.

Послабление для избранных

Подавать уведомление о встрече с избирателями депутаты смогут за 7–10 дней до мероприятия. Для остальных сроки остаются прежними – не ранее чем за 15 и не позже чем за 10 дней до акции.

Белых отказалась от комментариев. «Сначала они вытеснили оппозицию из телевизоров, а теперь хотят вытеснить ее с улиц, – считает зампред фракции «Справедливая Россия» Александр Бурков. – У нас постоянно проходят такие встречи с избирателями». «Госдума становится не просто не местом для дискуссий, а отхожим местом – нужно каждого депутата приковать к парламенту цепями», – возмущается секретарь московского горкома КПРФ и депутат Госдумы Валерий Рашкин. «Мы готовим жалобу в Конституционный суд на закон, разработанный московским парламентом, и будем обжаловать и этот, если его примут», – уверяет депутат. Власть начала закручивать гайки перед волнениями в регионах – в Ростове идут пикеты семь дней в неделю, отмечает Рашкин. «Единороссов долго бесило, что они запрещают митинги, а мы проводим встречи с избирателями, используя депутатский мандат, но это наше взаимодействие с гражданами», – утверждает Рашкин. «Этот законопроект – несусветная глупость, так как основной формат работы депутата – встречи с избирателями», – соглашается с коллегами депутат Алексей Диденко (ЛДПР). Очень часто плотный график не дает согласовывать их заранее, они проходят стихийно, объясняет он: «Я теперь не могу собрать возле подъезда пять человек?» «Мы плачем, что у нас на собрания жильцов не приходят люди, и в тоже время сами отрезаем их от гражданской активности», – недоумевает Диденко. Председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») сообщил, что еще не видел текста. «Проводить встречи – это одно, проводить массовые встречи – другое. Я сам видел, как на улице или в парке собираются по 200–300 человек – это одна история, когда на придомовой территории или детской площадке – уже другая», – говорит депутат.

Особой угрозы выступлений в регионах нет – просто на всякий случай придумывают, как заткнуть дырочки, где может протечь, считает политолог Михаил Виноградов. И заодно на всякий случай еще ниже опускают статус депутатов всех уровней: сложно говорить о его укреплении после этого шага, говорит Виноградов: «Полицейский становится главнее». Власть чувствует, что-то надо поменять и подстраховаться, но беда придет явно не с этого угла, считает политолог Дмитрий Орешкин. «Депутат больше всего на свете дорожит своим местом. Ни один из них не способен организовать настоящий митинг, а собрания в 200–300 человек явно не свергнут режим», – замечает Орешкин.