Андреас Георгиу: «Я думал, что Греция может и должна жить лучше»

Андреас Георгиу, возглавлявший Греческое статистическое управление, думал, что нарисовал честную картину бюджетного дефицита и долга страны. Теперь он в судах отбивается от оппонентов, обвиняющих его в манипуляциях в пользу Евросоюза и МВФ
Андреас Георгиу, бывший президент Греческого статистического управления/ PANTELIS SAITAS/ VOSTOCK PHOTO / EPA

Режим бюджетной экономии дается Греции нелегко, и вновь возникают вопросы, сможет ли страна выполнить условия программы международной финансовой помощи. Международный валютный фонд пока отказывается участвовать в следующем раунде кредитования. Некоторые высокопоставленные чиновники в Афинах нашли, кого можно обвинить в своих бедах, – специалиста по статистике из американской глубинки.

В 2010 г. работавший в МВФ Андреас Георгиу вернулся на родину из штата Мэриленд, чтобы стать первым руководителем вновь созданного независимого статистического ведомства Греции. До этого, в течение долгих лет перед долговым кризисом, власти страны манипулировали статистическими данными, скрывая истинные размеры бюджетного дефицита, растраты и расходы на поддержку компаний, порой связанных с чиновниками. Европейская комиссия впоследствии подтвердила, что Георгиу исправил все неточности и представил полную картину масштабов дефицита.

Его недоброжелатели, напротив, утверждают, что он манипулировал цифрами, чтобы помочь кредиторам Греции – Евросоюзу и МВФ – навязать стране режим жесткой экономии в рамках меморандума о финансовой помощи, принятого в 2010 г.

Найти крайнего

Четыре раза за четыре года греческие следователи и прокуроры подтверждали, что Георгиу просто применял европейские стандарты учета и не совершил никакого преступления. Тем не менее политики и судьи не перестают его обвинять. Ему грозит пять судебных разбирательств, результатом одного из них может стать пожизненное заключение.

Долговой кризис в Греции потребовал самой масштабной в истории финансовой помощи, оказанной государству, и ознаменовался самым глубоким экономическим спадом в развитой стране с 1930-х гг. Во время кризиса значительная часть греческой правящей элиты отрицала собственную ответственность за его наступление и ссылалась на происки врагов.

В результате чиновники еврозоны и Германии начали сомневаться в намерениях греческих властей учиться на собственных ошибках и избегать их повторения в будущем.

Берлин опасается, что статистические данные вновь могут стать предметом политических игр в Греции. Некоторые страны еврозоны в частном порядке обсуждали возможность приостановить кредитование и переговоры о списании задолженности, до тех пор пока Греция не прекратит преследование статистиков, говорится в предложениях, с которыми ознакомилась The Wall Street Journal.

Главные критики Георгиу – экономист Зои Георганта и консультант Никос Логотетис утверждают, что статистик был марионеткой МВФ и властей ЕС, которым статистические данные были нужны для того, чтобы оправдать необходимость многолетнего режима бюджетной экономии в Греции. «Из-за него это зло продолжалось. Если это не государственная измена, то что?» – говорил Логотетис в передаче на греческом телевидении осенью прошлого года.

Логотетис и Георганта, которые годами повторяют свои обвинения в адрес Георгиу как в СМИ, так и в судах, отказались дать комментарии для этой статьи. На своем сайте Георганта утверждает, что в начале долгового кризиса дефицит греческого бюджета был одним из самых низких в Европе. Эта оценка плохо согласуется со взрывным ростом государственного долга страны.

Пятидесятишестилетний Георгиу, в одиночку воспитывающий шестилетнюю дочь, уже вернулся домой в Мэриленд. Он испытывает денежные затруднения и большую часть времени проводит за компьютером, обсуждая по Skype и электронной почте тактику защиты от очередного обвинения со своими афинскими юристами. Георгиу говорит, что его расчеты полностью соответствовали статистическим нормам, принятым в ЕС, и отрицает какие-либо нарушения. «В самом страшном ночном кошмаре мне не могло привидеться, что это будет продолжаться вот уже шестой год», – жалуется он.

Основное обвинение против Георгиу заключается в том, что сделанная им переоценка бюджетного дефицита Греции за 2009 г., в результате которой этот показатель вырос на 3,8 млрд евро, была сфальсифицирована, что в итоге, как утверждают его критики, стоило экономике страны 210 млрд евро, или 120% нынешнего ВВП.

Пока Георгиу ждет решения своей участи, программа финансовой помощи Греции переживает очередной сложный период. Двадцать шестого января ЕС и МВФ потребовали от правительства законодательно закрепить дополнительные меры экономии. В Афинах считают, что кредиторы заходят слишком далеко. Шестого февраля руководство МВФ обсуждало мрачные прогнозы развития греческой экономики в отсутствие масштабного списания задолженности, о котором европейские лидеры отказываются говорить в преддверии периода выборов в своих странах.

Напряжение, которое периодически приводит к политическим кризисам в Греции, вновь растет, вырисовывается перспектива досрочных выборов, на которых политики, вероятно, вернутся к теме жертв, которые приносит Греция.

Лидеры консервативной партии «Новая демократия», отвечавшей за разваливавшийся греческий бюджет в 2004–2009 гг. при премьер-министре Костасе Караманлисе, долгое время возлагали вину за разразившийся затем экономический кризис на требования, которые прописал в меморандуме о помощи МВФ. Сейчас находящаяся у власти левая партия «Сириза» подхватила эти обвинения.

Ложь, большая ложь и статистика

Обвинения в адрес Андреаса Георгиу многочисленны по форме и содержанию, но в целом их можно разбить на две группы.
1. «Незаконное завышение» показателя бюджетного дефицита в результате включения в него данных по госкомпаниям
Первоначальное и до сих пор чаще всего повторяющееся обвинение заключается в том, что, пересчитывая дефицит 2009 г., Георгиу включил в него статьи, которые не должен был включать, – в частности, 12 государственных предприятий и еще пять агентств. Критики, в частности, утверждали, что включение показателей госкомпаний в расчет дефицита нарушает правила учета ЕС, что правила ЕС о включении таких компаний не носят обязывающего характера, что никто, кроме Греции, не включает такие компании, что их данные были учтены неправильным образом или что данные, необходимые для их включения, просто не существовали.
Все ответы на эти утверждения можно найти на сайтах ведомств Евросоюза. Правила расчета государственных бюджетов прописаны в имеющем обязывающую силу законе, известном как ESA 95 (Европейская система национальных и региональных счетов). Именно им руководствовался Георгиу при перерасчете дефицита за 2009 г. (сейчас скорректированный закон называется ESA 2010).
В законе прописана норма включения данных о госкомпаниях в национальный бюджет, ее еще называют правилом 50%. Если доходы госкомпании от продаж покрывают менее половины ее затрат и она по большей части финансируется из бюджета, то и должна считаться частью правительства.
Эта норма применяется в ЕС с конца 1990-х гг., и на сайте Eurostat можно найти его переписку с национальными ведомствами, в которой европейские статистики объясняют, как применять правило 50% в тех или иных случаях. Между тем в Греции «нормы ESA 95 по классификации принадлежащих государству организаций не применялись», обнаружили эксперты Eurostat после посещения Афин в марте 2010 г. При пересмотре Георгиу включил в дефицит госбюджета данные 12 компаний, у которых доходы даже близко не покрывали половину расходов (обычно было 20–30%). В ноябре 2010 г. Eurostat подтвердил, что данные о бюджетном дефиците Греции (15,4% ВВП в 2009 г.) наконец-то соответствуют реальности и законам ЕС.
2. «Истинный дефицит» гораздо меньше
В 2014 г. Зои Георганта и Никос Логотетис написали в статье в журнале Epikaira, что дефицит в 2009 г. составил, по их расчетам, 3,9% ВВП.
На сайте Георганты приводятся эти расчеты. Она указывает, что дефицит бюджета должен примерно соответствовать увеличению госдолга в соответствующем году. Данные Eurostat, которые она цитирует, говорят, что долг с 2008 по 2009 г. увеличился на 36,1 млрд до 299,7 млрд евро. Но Георганте не нравится включение в совокупный госдолг долгов госкомпаний (см. выше) на 18,2 млрд евро. Также она не хочет включать печально известный тайный валютный своп на 5,4 млрд евро с Goldman Sachs. Де-факто он был кредитом греческому правительству, но позволил тому финансировать бюджетные расходы, не отражая задолженность на балансе и скрывая реальный дефицит от Брюсселя. Однако, по утверждению Eurostat, оба фактора должны включаться в госдолг. Георганта также оспаривает некоторые расходы правительства на медицинские учреждения (не вполне ясно, впрочем, какие) на 3,8 млрд евро. В результате, вычтя эти три показателя, она получает «истинный долг» в 2009 г. в размере 272,3 млрд евро.
По ее расчетам, увеличение долга по сравнению с официальной цифрой за 2008 г. и, таким образом, «истинный бюджетный дефицит» получаются 9 млрд евро. Это 3,9% от ВВП, составившего в 2009 г. 231,6 млрд евро, – «один из самых низких показателей в Европе», по утверждению Георганты.
Но дело в том, что официальная цифра долга за 2008 г., по Eurostat, тоже включает долг госкомпаний и своп с Goldman Sachs, однако Георганта вычитает их только из данных за 2009 г. Учет (точнее, неучет) ею расходов на медицинские учреждения тоже связан с ошибками.
Георганта не предоставила комментариев по своим расчетам.

Греческая статистика

Искажение данных сыграло серьезную роль в коллапсе греческой экономики, отмечается в одном из докладов Европарламента. В октябре 2009 г. правительство Караманлиса сообщило органам ЕС, что дефицит греческого бюджета по итогам года составит 6% ВВП. Два дня спустя «Новая демократия» проиграла выборы. Прогноз дефицита вырос до 12,5%. Чиновники ЕС были в ярости, инвесторы начали избавляться от греческих облигаций.

В начале 2010 г. Георгиу прочитал доклад ЕС о состоянии статистики в Греции и ужаснулся.

Гражданин Греции, получивший экономическое образование в США, он работал в Вашингтоне в департаменте статистики МВФ. Коллеги знали его как честного и бесхитростного человека, неизменного приверженца соблюдения правил.

В докладе ЕС Греция обвинялась в многолетнем искажении данных. Предполагается, что страны «добросовестно сотрудничают», а «намеренное предоставление недостоверной информации или обман не предусмотрены нормами», говорилось в документе.

Георгиу предложил свою кандидатуру на должность руководителя статистической службы Греции. Правительство посчитало его самым подходящим кандидатом. «Я помню, как думал, что Греция может и должна жить лучше. И еще я подумал, что это должно быть очень просто», – вспоминает Георгиу.

Тем временем европейское статистическое агентство Eurostat объявило, что данные о бюджетном дефиците в Греции в 2009 г., к тому времени еще раз скорректированные до 13,6% ВВП, все еще не являются полными. В мае 2010 г. Греция договорилась с ЕС и МВФ о программе финансовой помощи.

Три месяца спустя Георгиу прибыл в Афины и возглавил новое, независимое от правительства статистическое агентство Греции – Hellenic Statistical Authority, или Elstat. С собой он привез дочь Марию Олимпию и ее няню.

Георгиу ушел со своей должности в МВФ, но фонд предложил отправить его в неоплачиваемый отпуск на четыре месяца, остававшиеся до 50-летия, чтобы он мог сохранить право на медицинскую страховку. Греческое правительство тогда согласилось на такие условия. Однако позднее греческие судьи обвинили Георгиу в нарушении обязательств и параллельной работе на МВФ.

Бывший министр финансов Греции Джордж Папаконстантину, тогда выступавший на стороне Георгиу, говорит: «Уровень доверия к статистике в нашей стране был нулевым. Нам нужен был именно ярый поборник соблюдения правил».

Однако в Афинах многие видели в Георгиу чужака, не понимавшего местных обычаев, вспоминают некоторые чиновники. Он резко отказывал политикам, просившим об одолжениях, а сотрудники министерства жаловались на его жесткость.

В ноябре 2010 г. Георгиу закончил проверку по заданию Eurostat и повысил оценку дефицита за предыдущий год до 15,4% ВВП. Он включил в него и дефициты госкомпаний, в определенных случаях считающихся по правилам ЕС частью правительства. Например, доходы национального железнодорожного оператора от обслуживания клиентов не покрывали и половины его затрат. Кроме того, выяснилось, что доходы системы социального обеспечения были завышены, а некоторые расходы не учтены. Менее серьезные поправки включали, например, не оплаченные правительством счета.

Брюссель заявил, что греческие данные наконец стали точными. Но в Афинах отреагировали противники предоставления помощи. И Логотетис, и Георганта претендовали на доставшийся Георгиу пост. Правительство посчитало их менее квалифицированными и назначило их на посты в совете агентства, на которые они тоже подали заявки.

Теории заговоров

Пара оппонентов подозревала, что Георгиу выполняет тайные приказы иностранных кредиторов. Позже они написали в одном греческом журнале, что его назначение было частью «плана по втягиванию Греции в позорные меморандумы и геноцида греческого населения». В первый же день работы Георгиу его электронную почту взломал Логотетис, узнавший его личные коды доступа. Позднее это обнаружилось, и Логотетис предстал перед судом. Но суд оправдал его, постановив, что он действовал для защиты государственных интересов.

Члены совета хотели утвердить данные по дефициту, перед тем как передать их ЕС, подтверждают Георгиу и его обвинители. Но он сообщил им, что в полномочия совета не входит обсуждение оценки дефицита – только он отвечает за точность данных согласно правилам ЕС. А когда Георгиу узнал о взломе своей почты, он и вовсе прекратил созывать совет, и в итоге правительство его распустило.

Тогда противники Георгиу обвинили его в завышении дефицита, оспаривая включение данных о дефиците госкомпаний и утверждая, что из всех стран ЕС соответствующие правила были применены только в Греции (хотя на сайте Eurostat, например, есть корреспонденция о применении таких же правил и к другим странам). По утверждению Георганты, дефицит Греции в 2009 г. был равен всего 3,9% ВВП (см. врез). Однако в тот год страна заняла на долговых рынках (что можно считать грубой оценкой ее дефицита) по меньшей мере 35 млрд евро, или около 15% ВВП.

Греческая Республика

Государство на юге Балканского полуострова и прилегающих островах Средиземного моря
Территория – 132 049 кв. км.
Население (по итогам переписи 2011 г.) – 10,8 млн человек.
ВВП (девять месяцев 2016 г., в текущих ценах) – 131,6 млрд евро.
Дефляция (2016 г.) – 0,8%.
Безработица (ноябрь 2016 г.) – 23%.
Внешнеторговый оборот (2016 г.): экспорт – 25,41 млрд евро, импорт – 43,96 млрд евро.
Внешний долг (на 30 сентября 2016 г.) – 432,8 млрд евро.
Международные резервы (январь 2017 г.) – 6,4 млрд евро.
Бюджет (2016 г.): доходы – 53,97 млрд евро, расходы – 55,15 млрд евро, дефицит – 1,18 млрд евро.
Капитализация фондового рынка – $34,8 млрд.

Теории противников Георгиу стали распространяться в 2011 г., когда лидер «Новой демократии» Антонис Самарас заговорил об «организованном плане фальсификации» оценки дефицита. В Афинах прокуратура начала расследовать предполагаемое нарушение. В январе 2013 г. она обвинила Георгиу в утверждении ложных данных, причинивших вред государству, в нарушении полномочий, так как он не созывал совет и не позволил ему одобрить оценку дефицита, и в работе по совместительству на МВФ. Георгиу отрицал эти обвинения.

По его словам, ему в то время приходилось работать допоздна, он мало виделся с дочерью и получал анонимные звонки с угрозами. Георгиу обратился в правительство с просьбой обеспечить ему безопасность, но ответа не получил.

Прокопис Павлопулос из «Новой демократии» начал распространять обвинения, говоря в радиопередачах, что Георгиу не смог сопротивляться требованиям ЕС. Павлопулос был министром внутренних дел до 2009 г., и при нем расходы на зарплаты в государственном секторе значительно выросли. Теперь он занимает пост президента Греции. Он отказался дать интервью для статьи.

Порочный судебный круг

В 2013 г. судебный следователь постановил, что причин для привлечения Георгиу к суду нет. Это вызвало скандал, и дело было направлено в апелляционный суд в Афинах. Логотетис в интервью газете в 2014 г. утверждал: Георгиу «заслуживает того, чтобы его повесили». Но прокурор заявил в суде, что обвинения должны быть сняты. «Новая демократия» стала жаловаться, что правосудию препятствуют, и апелляционный суд распорядился передать расследование другому специалисту.

Этот порочный судебный круг до сих пор не разорван: Георгиу грозят обвинения – его признают невиновным – враги Георгиу протестуют – суд пересматривает дело.

Георгиу продолжал ходить на работу, и ЕС утвердил данные его агентства. Он снова вызвал гнев, когда публично поинтересовался, почему следователи так зациклены на данных, которые одобрил ЕС, но никто не расследует предыдущие махинации со статистикой. Павлопулос из «Новой демократии» собрал парламентский комитет, чтобы осудить его за клевету на греческое правосудие, и призвал к его отставке. Суд приговорил Георгиу к году тюремного заключения условно за клевету на своих предшественников. Он подал апелляцию.

Затем к травле подключился лидер партии «Сириза» Алексис Ципрас (сейчас он премьер-министр). Во время предвыборной кампании Ципрас заявил, что «пришло время узнать <...> почему на самом деле Elstat завысило дефицит, бросив страну в эпицентр шторма».

Георгиу вернулся в США в августе 2015 г. По его словам, он не стремился остаться на своем посту по истечении пятилетнего срока, потому что хотел проводить больше времени с дочерью. Он снова стал жить в своем доме в Мэриленде, надеясь заняться академической и консалтинговой работой. Но с поиском работы возникли проблемы. Георгиу уверен, что это связано с уголовными обвинениями в его адрес. К тому же ему приходится тратить время на защиту. Судебные документы заняли все подвальное помещение. В результате Георгиу смог больше времени проводить с дочерью, но его сбережения истощились.

В Греции у него появился новый могущественный враг в лице прокурора верховного суда Ксени Димитриу, которая предложила отменить его частичное оправдание одним из судов. В августе 2016 г. верховный суд сделал это, правительство встретило его решение одобрением. Димитриу отказалась от комментариев.

Еврокомиссия призвала греческое правительство «активно и публично исправить ложное впечатление, что имело место манипулирование данными в 2010–2015 гг.», во время работы Георгиу. Но 1 сентября Димитриу начала новое расследование на основании обвинений в греческих таблоидах о том, что Eurostat приказал агентству Георгиу завысить бюджетный дефицит.

В ноябре прокурор в апелляционном суде снова предложил снять основное уголовное обвинение в отношении Георгиу. Суд еще не принял решения, но новое расследование, говорит Георгиу, «дает четкий сигнал»: если он будет оправдан, на него могут снова завести дело уже под другим предлогом.

«Большую часть времени, когда я не сплю, я вынужден защищаться, – говорит он. – Жутко угнетает, когда приходится отвечать в судах за то, что правильно делал свою работу, а всем виновным в этом бардаке ничего не грозит».

Перевели Надежда Беличенко, Алексей Невельский, Михаил Оверченко